Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ С этого момента улицы города переходили во власть проституток, воров, разбойников и вся­ кого рода мошенников» (Бенцони, 1993. С. 110). Но больше всего стихов удалось найти о полноч­ ных колокольных звонах. «...Ночь давно ли на­ ступила?/ Полночь только что пробила. / Слы­ шишь, колокол гудит» — это у русского поэта В. А. Жуковского в «Людмиле». Приди, ты немощный, Приди ты радостный: Звонят ко всенощной, К молитве благостной. И звон смиряющий Всем в душу просится, Окрест взывающий, В полях разносится... Эти стихотворные строки приводит Михаил Макаров, правда, оговаривается, что не помнит ав­ тора их, но подтверждает мнение звонаря В. И. Маш­ кова, который говорит о том, что колокольный звон — это прежде всего часть богослужения, который должен возвышать человека, устремляя его к горнему миру, а «... не развивать музыкаль­ ными мелодиями душевность, затрагивать эмо­ ции и через них открывать путь страстям. <...> Колокол — это не музыкальный инструмент, а церковный священный предмет, „звонкая икона", „умозрение в звуке". Колокол — это голос Церк­ ви, зовущий издалека и посылающий привет как дворцам, так и лачугам...» (Православный коло­ кольный звон, 2002. С. 130-131). О полночном звучании колоколов читаем и у советского писателя Максима Горького в рас­ сказе «Бывшие люди»: «Медный звук, слетая с колокольни, тихо плыл во тьме и медленно зами­ рал в ней, но раньше, чем тьма успевала заглу­ шить его последнюю, трепетно вздыхавшую ноту, рождался другой удар, и снова в тишине ночи разносился меланхолический вздох металла» (Горький, 1977. С. 219). Или у Алексея Жемчуж- никова в стихотворении «Ожидание»: «Еще мо­ литвенного зова / В колокола не прозвучало, /Н о храм открыт и все готово,/ Уж близко всенощ­ ной начало», или находим подобные строчки у ученого, педагога, тончайшего поэта-лирика из Царского Села Иннокентия Федоровича Аннен­ ского, в период русского социализма несправед­ ливо вычеркнутого из актива отечественной ли­ тературы: «А когда надо мной зазвонит/ Медный зов в беспросветной ночи,/ Уронить на холодный гранит/ Талый воск догоревшей с в е ч и и в сти­ 1Анненский И. «Желание». хотворении «Закатный звон в поле»: «В блесках туманится л е с ,/В тенях меняются ли ц а ,/ В си­ нюю пустынь небес/ Звоны уходят молиться...» У Ивана Аксакова: «...Звонят ко всенощной,/ К молитве благостной. / И звон смиряющий/ Всем в душу просится,/ Окрест сзывающий,/ В полях разносится!». Поет вечерний звон. Смеркается. Закатом охвачен небосклон. Нагорные луга в багряном золоте. Туманны берега, и сумрак напоен теплом и ароматом. Все тише, все темней. Лишь песня рыбака порой доносится; и в воздухе, объятом умолкшим звоном, звон, звеня издалека, со звоном шепчется, как брат с усталым братом. Все тише, все темней. И мнится навсегда, как очертанья снов, бесследно обманувших, уходят в зыбкий мрак на берегах уснувших окружные холмы, сады и города. Все тише... Только звон. И в этом звоне снятся века забытые. Мгновенья длятся, длятся... С. Маковский. «Поет вечерний звон» Открывая роман Лермонтова «Вадим», с пер­ вых строк читаем: «День угасал; ...Звонили к ве­ черне; монахи и служанки ходили взад и вперед по каменным плитам, ведущим в кельи архиман­ дрита» и далее: «Звонили ко всенощной, и про­ тяжный дрожащий вой колокола раздавался в ок­ рестности; солнце было низко...» (Лермонтов, 1986. С. 5, 49). Нина Карташева в стихотворении «Тихая лампада» призывает: «Услышь: ко Всенощной звонят ,/ Зовут и нас войти в ограду...», поэт П. В. Орешин пишет: «...ночь пьяна бунтующим набатом», Светлана Сырнева из Кирова во «Встречи» - весна, ярмарка «И навылет бьют колокола!», мурманский поэт Алексей Колесов: сВдали поют колокола,/ И сердце звонами тре- 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz