Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ л а ,/ И в церковь входила душа » и завершает свое стихотворение Николай Егорович уже словами о дороге, ведущей к храму, которая все больше сближает людей: «Вскрывая подспудные силы ,/ По-божьи, добра против зла,/Гудят и гудят над Россией/ Рассветные колокола». Пишет о коло­ кольных звонах в полдень и Геннадий Иванов в стихотворении «Воскресенье в городке»: «В мо­ розный день звонят в колокола/ И белый иней, осыпаясь смеди,/Летит на крыши и на купола.../ А тихий звон вещает о победе», поэтесса Мари­ на Сысоева: «...Жизнь моя - сила двух сердец!/ День разбудят колокола...», Ольга Дьякова: «Часы показывали утро,/Когда звучал вечерний звон»,1 писатель Александр Солженицын: «...раз­ давался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом»2. Известного звонаря Ивана Васильевича Да­ нилова спросили, почему у людей на устах «ве­ черний звон», а не утренний? И он ответил: «По­ тому что вечером колокольная бронза звучит более естественно, чем утром, и в вечернее вре­ мя звучание колоколов наиболее гармонично, они в это время раскрывают свои подлинные голоса. Вечером смолкают все дневные суетные звуки, и наступает определенное умиротворение в созна­ нии людей и состоянии природы. Слушающий ве­ черние звоны как бы входит в новую жизненную стихию» (Данилов, 2007. С. 68). У Анатолия Брусникина звучат не просто ве­ черние колокола, а «...все сорок сороков, созывав­ ших московских жителей к вечерней молитве » (Брусникин, 2007. С. 63). О вечернем благовесте сообщает Людвиг Ул- ланд в балладе «Братоубийца»: «...В храме все молчат, вечерний/Внемля благовеста звон»', Ген­ ри Уодсуорт Лонгфелло в стихотворении «Ве­ черний звон»: «Грустно, торжественно/ Пада­ ет з во н / Вечерней печалью / Разносится он...», французский поэт А. Ламартин в стихотворении «Одиночество»: «Меж тем, с готической срыва­ ясь колокольни,/ Вечерний благовест по воздуху плывет», немецкий поэт И. X. Гюнтер в «Вечер­ ней песне»: «Уже умолк вечерний звон / Работа спит. Проснулся сон». Назвал своё стихотворе­ ние «Вечерний звон» и болгарский поэт Н. Ра- китин, в котором звучат строки: «Вечерний звон. Как тихо всё и свято» и далее «...плывёт в про­ сторе храм а ,/ Звон колокола набожно — жела­ нен»... Это же название встречаем и у русского 1Дьякова О. «Часы показывали утро...» 2Солженицын А. «Путешествуя вдоль Оки». поэта Я. П. Полонского, для которого «Вечерний звон — душа поэта». Вечерний звон пророчит поэту вдохновенье, без которого «...быть может, даже гений / Людьми забудется, как сон», а вот «Унылый колокола зво н /В вечерний час мой слух невольно потрясает,/ Обманутой душе моей на­ поминает/И вечность и надежду он»3 — это уже у М. Лермонтова. Писала о вечернем звоне в нескольких сти­ хотворениях Марина Цветаева, которой «...звон вечерний сердцу сладок »4, «Сумерки... К вечерне/ Слышен дальний звон»5, «Спи, царевна! Уж в до­ лин е / Колокол затих»6] Анна Ахматова: «...О ве­ чер богомольный!/ Слегка хрустел апрельский тонкий л е д / И над толпою голос колокольный»1, «Вечерний звон у стен монастыря,/ Как некий благовест самой природы...»8] Андрей Белый — «...звон вечерний гудит, уносясь/в вышину. Я мол­ чу, я доволен. / Светозарные волны, искрясь,/ за ­ жигают кресты колоколен»9. Вспоминает о вечерних колоколах и мурман­ ский поэт Василий Галюдкин: «...С детских лет мелодия знакомая —/ Звон вечерний и церковный хо р !/ Память сердца — улица Зеленая —/ Вот­ чина всех братьев и сестер /»10 На улице Зеле­ ной в Мурманске в храме и в советское время проводились богослужения, столь запомнивши­ еся мурманчанам. А у нижегородского поэта Вла­ димира Жильцова звон ассоциируется с горьким хмелем разлук: «Зацветает горький хмель раз­ л у к ,/ Зазывает колокол к вечерне»11. Ксения Гемп приводит стихотворение из записной книжки, принадлежавшей некоему П. С. Куйкину, датированное 1806 годом: «Ноч­ ной порой ударил колокол на башне вестовой,/ Не сполошно и не в набате он забился./ Всколыхнул всех тот звон особый. / Бьет колокол в ночи — тревогу подает,/Живущих он о горюшке-злосча- стье повещает,/ Опасность ожидать и нагото­ ве быть велит» (Гемп, 1983. С. 126). О вечернем колокольном звоне пишет и французская писательница Жульетта Бенцони: «...после удара колокола на колокольне Сен-Жан, раздался вечерний колокольный звон, возвестив­ ший о том, что настала пора тушить огни. 3Лермонтов М. «Унылый колокола звон...» 4Цветаева М. «В Кремле». 5Цветаева М. «Детский день». 6Цветаева М. «Колыбельная песня Асе». 7Ахматова А. «Ждала его напрасно много лет...» 8Ахматова А. «Вечерний звон у стен монастыря...» 9Белый А. «Звон вечерний гудит, уносясь...» 10Галюдкин В. «Я родился - и над Божьим храмом...» 1 Жильцов В. «Седина долеет. Бес —в ребро...» 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz