Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Град золотой. Художник М. Абакумов так и называется «Утренние колокола», в нем ко­ локол «Глухим раскатом вздохов сиротливых» будит людей для «дневных занятий». Обращусь к творчеству исторического писа­ теля конца XX века Дмитрия Балашова, в прозе которого во всей силе набатности отражен при­ зыв к объединению и спасению России. И если даже в его произведениях порой звучат веселые колокольные перезвоны, на общем фоне литера­ турного творчества писателя они все равно при­ обретают набатный характер. А в романах, посвя­ щенных становлению государства Российского, можно найти упоминания практически всех су­ ществующих звонов. «Серебряным звоном» сла­ вят княжеский поезд владимирские колокола в «Семионе Гордом». В романе «Ветер времени» слышится над Москвой погребальный звон; в романе «Отречение» гул колокола «...нарастал, распадаясь на отдельные заполошные звоны » (Балашов, 1998. С. 157)\ в «Бремени власти»: «...колокола били и били красным праздничным звоном» (Балашов, 1998. С. 293)', в «Марфе-по- саднице» упоминает чудо: «У Спаса, что на Ху- тыни, сами зазвонили колокола » и здесь же ко­ локольный благовест всех московских храмов в честь освящения церкви Успения Богородицы. Балашов в своих произведениях не просто дает колокольную картинку или констатирует тот или иной звон. Он им рисует характер пред­ стоящей сцены , как, например, в романе «Юрий»: «Вдали ударил с оттяжкой и стоном первый утренний колокол. Звук далеко пролетел в промороженном воздухе, будя эхо и дальние отзывы, пролетел и замер. И тотчас, не давая пропасть звуку, ответили ему россыпью колоко­ ла ближних храмов, а там включились дальние, и красный утренний звон, умножая и играя, потек над Москвой, будя округу и приближая рассвет... ...Пели колокола, собиралась дума...» (Бала­ шов, 2003. С. 12). И следующей звон, в котором характер ко­ локолов уже меняется, происходит при кончине отца маленького княжича, дядька которого князь Юрий Дмитриевич, не воспринимает его как будущего правителя: «...Властно и яро били ко­ локола. Внизу, в столовой горнице, лежал отец, мраморно-холодный, немой и неподвижный, и де­ сятилетнему мальчику сейчас было до ужаса страшно и до ужаса одиноко — впору было за ­ выть» (Балашов, 2003. С. 12). В этих небольших зарисовках мы видим два характера колоколов: один —поющий «красный утренний звон», другой —властный и яростный. Вечерний благовест Как тихо веет над долиной Далёкий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной, — И в шуме листьев замер он. Как море внешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день, — И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень. Афанасий Фет. «Вечер» О службе в полдень упоминается в стихот­ ворении «Зона» французского поэта Гийома Аполлинера: «...Сиренаутром трижды поднима­ ет в о й /А в полдень лает колокол над головой...», в стихотворении саратовского поэта Николая Палькина «Рассветные колокола»: «Как раз заз­ вонили к обедне,/ Когда мы въезжали в с е л о / И верою тысячелетий/ Мне память опять обо­ жгло./ Сияла обитель, как диво ,/ Как будто с картинки сош ла / И церковь мне в душу входи­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz