Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ Утренняя служба Рано в утреннюю пору легче козочки, босая подымусь по косогору. Чуть забрезжит на востоке, подымусь, чтобы услышать первый колокол далекий. Самый первый, самый милый, ранним ветром донесенный, чтобы сердце не щемило... Росалиа де Кастро По стихам можно определять и время звуча­ ния колоколов. Василий Ян в историческом рассказе «Ники­ та и Микитка» так и пишет: « — А у нас на дерев­ не пономарь зазвонит на колокольне —мы и зна­ ем, что утро настало» (Ян, 1988. С. 26). О звоне на заре находим в поэме М. Ю. Лермонтова «Де­ мон»: «Зовут к молитве муэцины ,/ И звучный колокола глас / Дрожит, обитель пробуждая;/ В торжественный и мирный час». Об утренней службе и следующее стихотворение Лермонто­ ва, в котором поэт задается вопросом: кто в утро зимнее «Внимал колоколам монастыря;/В борь­ бе с порывным ветром этот звон / Далеко им по Зовущий колокол. Рисунок Н. Большаковой небу унесен,—/ И путникам он нравился не р а з ,/ Как весть кончины иль бессмертья глас». Жизнь Татьяны Лариной в Москве из рома­ на «Евгений Онегин» А. С. Пушкина начинает­ ся обыденным колокольным звоном: «И ранний звон колоколов, / Предтеча утренних трудов, / Ее с постели поднимает. / Садится Таня у окна. /Р едеет сумрак...» (Пушкин, 1980. С. 126) И в стихотворном пересказе «Слова о полку Игореве» Николая Рыленкова: «В Полоцке зво­ нили на зар е /Д ля него заутреню в Софии,/ А уж он на Киевской горе/ Слышал переливы золотые». «Вплывают в сумрак утренние звоны»' и у ор­ ловской поэтессы Антонины Сафроновой, и у псковской Веры Сергеевой: «Отсюда начинался вольный,/ Подхваченный со всех сторон/ Церк- вой каждой колокольней / Зовущий к утрени, трезвон»2. Минувший день был тих и ясен, Над сельским кладбищем, как встарь, Укутавшись привычно в рясу, Звонил заутреню звонарь... Александр Чуркин. «Звонил заутреню звонарь...» Студент коллегии Чичестера так описывал свое время препровождение и утренний звон в Англии: «Я вставал рано, чтобы поспеть в цер­ ковь к утреннему богослужению. В Чичестере требовалось быть в церкви раз в день, и я пред­ почитал посещать утреннее богослужение, что­ бы потом мои занятия и развлечения не преры­ вались необходимостью отправиться в церковь в половине пятого по полудни. Чичестерские вла­ сти были очень снисходительны на счет посеще­ ния церкви студентами, так как предоставляли им на выбор бывать у вечернего или утреннего богослужения; но один раз в день необходимо быть каждому. Церковный колокол ударял за четверть часа до начала службы, т.е. в три чет­ верти седьмого; после семи часов еще давалось льготы пять минут восьмого, кто опаздывал под­ вергался штрафу. Забавно было смотреть, как с последним ударом колокола сбегались к церкви молодые люди со всех сторон, наскоро оканчивая дорогою свой незатейливый туалет » (Жизнь ев­ ропейских: народов, 1889. Т2. С. 139). Известен утренний звон и у итальянского по­ эта Ф. Браччолини, у которого стихотворение 1Сафронова А. «Растут в окне весенние рассветы...» 2Сергеева В. «Край, хранимый молитвой». 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz