Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ Глухо и гулко старая медь Гасила волной волну, Как если бы вдруг взревел медведь, Волком взвыв на луну. Все обертоны в один сводя Стон — вкруг литеры О... Это был я, всё выводя Из этого самого 0 - 0 - 0 : Локон из колокола в судьбе Колечком вкруг ока сплетя — Около омута о тебе Колокол лепетал. Вадим Рабинович. «На тему колокола» В начале 90-х, когда я наблюдала осень, у меня родилась строка: «И колокол ударил в слове осень», и как же мне было радостно, что эта ас­ социация колокола и осени оказалась не толь­ ко у меня, а и у поэтессы Ирины Иолиной: «Осень — колокол! Натиск попутного ветра!»6. У Анны Ахматовой в «Сонете» читаем: «И била жизнь во все колокола...», у Валентина Со­ рокина в стихотворении «Ах, любовь, багряная душа» звучание колокола к разлуке: «Но не зря село мое звонит / В крутолунный колокол разлу­ ки». А у француза — поэта, киносценариста и журналиста Пьера Юник в стихотворении «Меж сегодня и завтра» «Колокола звонят о боге и обо всем таком прочем...», они уже приобретают бо­ лее широкий образ: Улицы — колокола, и они звонят О рабстве и обо всем таком. И заводы — колокола, и они звонят О крепком сне и о всем таком. И любовь — это колокол. Он звонит О забвении... У Александра Блока еще в 1904 году появля­ ется стихотворение «Город», в котором «На баш­ не колокольной / В гулкий пляс и медный зык / Кажет колокол раздольный / Окровавленный язык». Понятно, что стихотворение у поэта воз­ никает как предвестник кровавой революции 1905 года, но и все же, как в дальнейшем, и пред­ чувствие самой колокольной трагедии. Юрий Сергеев в стихотворении «Исцеление» призывает людей: «...надоел народу звон пустой,/ Безмозглых „лидеров“павлиньи перья.../ Рецепт есть древний мудрый и простой —/ Лучите души Православной верой...», а в другом стихотворении «Пробуждение» сравнивает звон с песней завет­ ною: Колокольный звон над Россиюшкой, На былых церквах звонари... Бликом солнечным с неба синего, С Соловков к нам вернулись они... Верьви дёргают лучи-рученьки... Благовест стоит сердцу дорого. Гласа Божьего радость могучая: «Быть России без ворога!!!» До небес горят столпы светлые Святых старцев по Белой Руси, Колокольный звон, песнь заветная, Помоги нам, Господь, и спаси... Лебедями летят церкви белые, И набатом зовут звонари: «Поднимайтесь с колен русы смелые, пробуждайтеся, дом ваш горит!» Колокольный звон над Россиюшкой, От зари перезвон до зари... Бликом солнечным, Чистой Силою, Воскресают с небес звонари... Вениамин Каверин описывает, как курсан­ ты кавалерийского училища делали себе шпоры с малиновым звоном: «Колесики вырезали из за ­ каленной стали чешских или немецких пил, и по- чему-то особенно трудно было проделывать в этих колесиках дырки. Зато звенели такие шпо­ ры на диво долго, нежно. Звук еще не утихал, как его порывисто догонял другой. На свидания ина­ че и не ходили, как в шпорах с малиновым звоном» (Каверин В. 1977. С. 739). Можно найти много примеров в литературе, где авторы так или иначе обращаются к колоко­ лам, к колокольному звону. У Олега Алексеева: «Грянут еловые колоко­ ла»1; у Бориса Орлова «Будто колокола в хра ­ м е ,/ поют на заборе вечером/ теплые крынки»] у Владимира Личутина: «На царице сарафан бар­ хатный, как колокол » (Личутин В. Книга 1.1996. с. 57). Что же касается Сергея Викторовича Мос­ каленко, у него: «Горланит колокол под кадыком у Б о г а / Прозрачность стылую щекочет благо­ вест...», а Елена Шерстобитова заявляет, что она: «...колокольный язычок,/ Что бьет до немоты»2. У поэтессы Светланы Сырневой в стихотворе­ нии «Встреча»: «Из неожиданности моего/ от­ литы теперь колокола». Ф. И. Тютчев в стихо­ 1Алексеев О. «Анна, вижу подснежники». 2Шерстобитова Е. «Я —колокольный язычок». 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz