Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ все трудятся не покладая рук, посмотришь кругом —словно никакого обстрела и не было. По Cruyspoort неприятель выпустил шестьсот во­ семьдесят ядер, по воротам святого Яна — ше­ стьсот семьдесят пять. Эти ключи не отмыка­ ют — вон уже за стенами вырос новый вал. Не умолкайте, колокола! Пробивайся, веселый звон, сквозь метель! ...Не умолкайте, колокола! Веселый звон, про­ бивайся же сквозь метель! Идите снова на приступ! Не смеют. Они во­ зобновляют обстрел и подкопы. Что ж, искусные подкопщики есть и у нас. Зажгите фитиль под ними, под ними. Сюда, сюда, сейчас мы увидим лю­ бопытное зрелище! Четыреста испанцев взлета­ ет на воздух. Это не путь к вечному огню. О нет, это красивая пляска под серебряный звон наших колоколов, под веселый их перебор! <„>А счастье нам не улыбается. На Гарлем­ ском озере флот Гёзов разбит. Разбито войско, посланное нам на подмогу принцем Оранским. Стоят морозы, лютые морозы. Помощи больше ждать неоткуда. И все-таки мы целых пять ме­ сяцев выдерживаем осаду, а между тем нас — тысяча, их же —десять тысяч. Придется всту­ пить с палачами в переговоры. Но отпрыск кро­ вавого герцога, поклявшийся нас уничтожить, вряд ли пойдет на переговоры. Пусть выступят с оружием в руках все наши воины. Они прорвут­ ся. Но у ворот стоят женщины — они боятся, что их одних оставят защищать город. Умолк­ ните, колокола! Пусть не полнится более воздух вашим веселым звоном» (Шарль де Костер, 1987. С. 346-348). К типу красных звонов, исполняемых одним звонарем, относится и свадебный звон, или раз­ гонный. У этого звона вступление начинается в виде перезвона колоколов от высоких к низким на фоне пульсации зазвонных, напоминая о про­ шедшем счастье, как в сонете Константина Баль­ монта «Колокольный звон»: Как нежный звук любовных слов На языке полупонятном, Твердит о счастье необъятном Далекий звон колоколов. <...> И я напрасно возмущен Мечтой утраченного рая; И в отдаленье замирая, Смолкает колокола звон. «Малиновый звон на заре...» Малиновый звон на заре... Скажи своей милой земле, Что я в нее с детства влюблен, Как в этот малиновый звон. А. Поперечный Теперь поговорим о звоне малиновом, кото­ рый чаще всего можно услышать в солнечный безветренный день, ближе к вечеру. Сладкоголо­ сый звон с протяжным звуком, столь любим на­ шими поэтами и композиторами. Кому не изве­ стна песня в исполнении Олега Газманова «Мос­ ква, звонят колокола!»: «Через войны, пожары, века ,/ Звон малиновый в небо л ет и т / Слышен звон этот издалека ,/ Это сердце России зве­ нит!». И припев: Москва, звонят колокола! Москва, златые купола! Москва! По золоту икон проходит летопись времен!.. Писал о малиновом звоне и актёр, поэт Вла­ димир Высоцкий в стихотворении «Райские яб­ локи», сравнивая с ним плач рельсы: «Там мали­ на, братва!/Рельса плачет малиновым звоном...» А у архангельской поэтессы Инель Яшиной под звуки вечерней песни оживает старинная Русь, манит в леса Берендея, а «... тихий малиновый звон ,/ Людскими сердцами владея ,/ Волшебный навеивал сон»} Леонид Губанов в стихотворении «Турецкие серьги бровей» просит Русь, как сын мать: «Ты малиновый дай звон...» У поэта Влади­ мира Кулагина «Поют колокола»: Их звон малиновый Стоустен И песня древняя Светла. Вновь над моей Святою Русью Поют, как встарь, Колокола. И голос меди многопудовый Летит далеко-далеко Легко, Торжественно И чудно Из глубины Седых веков. 1Яшина И. Капелла «Максимкова пела». 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz