Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
НА ЗВОН КОЛОКОЛОВ Год спустя Конец ноября 2010 года. Я спешу в церковь Введение во храм Пресвятой Богородицы в горо де Мурманске на освящение архиепископом Мур манским и Мончегорским Симоном тутаевских ко локолов. Целый набор из семи колоколов для ма лой звонницы иерей Сергий Поливцев привез из старинного Тутаева для храма пограничников. Наконец свершилось, настоящие земляные шуваловские колокола озвучат своим раскатистым глубоким благовестом северную столицу Заполя рья. До этого момента на храмовых звонницах Кольской земли звучали в основном воронежские колокола да в Оленегорске в храме Дмитрия При- луцкого колокола Каменск-Уральска. Еще в экспедиции директор колокололитейно го предприятия «Италмас» Николай Александро вич Шувалов рассказал о том, что старинный ре цепт литья колоколов был практически утрачен, даже последнего звонаря во время войны немцы угнали в Германию. И вот, с благословения архи мандрита Павла Груздева, с которым Шувалов был дружен, рецепт земляной отливки он по крохам восстановил. Поэтесса Ирина Поливцева, будучи участни ком экспедиции, приехав домой, с восторгом рас сказала мужу о шуваловских колоколах и, когда встал вопрос, какие же колокола заказывать для храма, ответ появился сам собой - тутаевские. Деньги на отливку их собирали всем миром, а за бирать их священник Поливцев со своей матуш кой Ириной поехали на собственной машине «Лада. Калина». И не без приключений. Дорога оказалась не легкой, как вспоминает отец Сергий: от Медвежь егорска —сплошной каток, затем —непроглядный туман, сквозь который ехали практически на ощупь, наблюдая на обочинах заваленные в кюве тах машины то одной, то другой аварии. Ехали, не прекращая молить Бога о помощи. В Ярославле, по протекции главного звонаря храма Христа Спасителя и Кремля в Москве Иго ря Коновалова, созвонились со старшим звонарем Федоровского кафедрального собора Оксаной Ко новаловой. Оксана не является родственницей зна менитого звонаря, но уже давно зарекомендовала себя одним из талантливых звонарей России. На заводе Шувалова она попросила мастеров колоко ла подвесить и приступила к подборке их по тону и голосу, ударяя в каждый колокол, сверяя его звон с камертоном, слушала его звучание, как слушала бы звучание музыкального инструмента. Какие-то колокола пришлось заменить. Далее начался под бор для колоколов языков. Они подбирались по длине, чтобы не отбивали юбку, и звучности. Чета Поливцевых шутила, глядя на это необыч ное для них действо, что после того, как Мурманск услышит звучание тутаевских колоколов, то ба тюшки и других храмов направятся добывать их для своих звонниц. «Тогда подбирай лучше!» —в тон мурманчанам говорил Оксане с улыбкой Шу валов. Николай Александрович рассказал священни ку и его матушке, чем отличается отлив его коло колов от отлива на других заводах. Он отливает свои колокола в земле по старинке, на что затра чивается много времени, остальные, чтобы процесс шел гораздо быстрее, —в гипсе или в замешанной на спирту синтетике. Темная литейная корочка на его колоколах как раз и свидетельствует о земля ном литье, хотя, по его же словам, сейчас некото рые литейщики, зная славу колоколов Шувалова, начинают свои затемнением подделывать под ту таевские. И вот он, родной Мурманск! Свершилось! — тутаевские колокола своим семиголосьем начнут теперь будить южную окраину Мурманска, призы вая жителей ее к богослужению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz