Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

НА ЗВОН КОЛОКОЛОВ Здания, где мы с вами находимся, в 1995 году, ког­ да мы сюда переехали, не было — тут был пус­ тырь, куда сваливали в кучу сверхсовременные станки. Они стояли под снегом зимой, а весной стали вторсырьем... Вячеслав с радостью возвращается к колоко­ лам, рассуждает о колоколе, как о живом суще­ стве, в котором явственно ощутима связь горне­ го и нашего, дольнего, миров. Взаимовлияние этих миров, по его словам, ощутимо и в производстве. Ведь и звон колокольный это, по сути, разговор земли и неба. — Потому мы работу начинаем с молитвы, — рассказывает Пирковский. — Периодически цех ос­ вящается. Когда льем большой колокол, обяза­ тельно заказываем молебен. Иначе нельзя. —А в каких городахможно услышать голос ва­ шего колокола? — Во всем мире! — не задумываясь, отвечает наш экскурсовод. — Вплоть до Антарктиды. В уникальном храме Туниса, построенном нашими эмигрантами в Бизерте, царские врата украшены Андреевским флагом. Один бывший морской офи­ цер пожертвовал туда наши колокольчики неболь­ шие. Во Франции, Германии, Польше, Чехии, Гре­ ции, Сербии. В Америке. Даже в Новой Зеландии! — А что их отличает от других? — Обилие обертонов и четкость звучания, — с гордостью отмечает Пирковский». (Коржов, 2009). Звоны в Витославицах В Новгороде, в Витославицах, не была, кажет­ ся, тысячу лет. Попала в первый раз, хотя место это известно со времен новгородского князя Изяслава Мстиславича с 1134 года. Витославицы —для не­ спешных прогулок, для раздумий о былом, и ни­ куда не хотелось спешить, быть привязанным ко времени... Вячеслава Волхонского, известного новгород­ ского звонаря, сразу и не узнала, заматерел что на­ зывается. Мне-то он помнился еще худеньким па­ реньком, а теперь уж мужчина! Он неторопко под­ нялся на колокольню, привезенную из деревни Высокий Остров 1767 года постройки, церкви Ни­ колы, похожей на рубленый храмовый корабль, 28 метров высотой и ударил в колокола... О город куполов, В гербе твоем медведи, Я слышу голос меди Твоих колоколов Из глубины веков! Твои колокола, Зовущие на вече — На ратные дела И дружеские встречи, — Гудят в моей крови Веселым, вольным гулом... Я предан вашим думам, Колокола мои! Евгений Денисов. «У Софийской звонницы» Вячеслав, как и Ксения Сурина, отыграл не­ сколько колокольных звонов. Он является одним из звонарей ансамбля Софийского собора Велико­ го Новгорода «Ермолай», названного по имени ли­ тейщика, Софийского домового мастера Ермолая Васильева, вылившего самый большой из Новго­ родских Софийских колоколов Праздничный ве­ сом 1614 пудов (1659). Лауреат III международ­ ного конкурса звонарей. Звонит с Андреем Васи­ льевым, лауреатом II конкурса звонарей России, действительным членом Ассоциации колокольно­ го искусства России, координатором фестиваля «Златозарные звоны» и Ярославом Тимофеевым, профессиональным музыкантом, лауреатом II и III конкурсов звонарей России, студентом Москов­ ской государственной консерватории им. П.И.Чай- ковского. Услышав звоны Вячеслава в Музее деревянно­ го зодчества, я почувствовала всю ширь нашей бес­ крайней России, ее поля, луга, поймы... Может, потому и потянуло впервые в жизни взяться за косу (прямо у колокольни какой-то мужичонка косил траву). На удивление, тот сразу, без оговорок, дал мне ее, не боясь, что испорчу, затуплю... А коло­ кольные звоны Вячеслава звали прикоснуться к естественному крестьянскому занятию, в полной мере почувствовать себя сопричастной к той дале­ кой деревянной деревенской Руси, звали раска­ чаться на деревянных качелях, точь-в-точь, как в детстве. И до спазм в горле хотелось кричать Руб­ цовским призывам: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - хотя бы вот такими заветными остро­ вками деревянного зодчества, колокольными зво­ нами... Храни! 467

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz