Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
НА ЗВОН КОЛОКОЛОВ Здания, где мы с вами находимся, в 1995 году, ког да мы сюда переехали, не было — тут был пус тырь, куда сваливали в кучу сверхсовременные станки. Они стояли под снегом зимой, а весной стали вторсырьем... Вячеслав с радостью возвращается к колоко лам, рассуждает о колоколе, как о живом суще стве, в котором явственно ощутима связь горне го и нашего, дольнего, миров. Взаимовлияние этих миров, по его словам, ощутимо и в производстве. Ведь и звон колокольный это, по сути, разговор земли и неба. — Потому мы работу начинаем с молитвы, — рассказывает Пирковский. — Периодически цех ос вящается. Когда льем большой колокол, обяза тельно заказываем молебен. Иначе нельзя. —А в каких городахможно услышать голос ва шего колокола? — Во всем мире! — не задумываясь, отвечает наш экскурсовод. — Вплоть до Антарктиды. В уникальном храме Туниса, построенном нашими эмигрантами в Бизерте, царские врата украшены Андреевским флагом. Один бывший морской офи цер пожертвовал туда наши колокольчики неболь шие. Во Франции, Германии, Польше, Чехии, Гре ции, Сербии. В Америке. Даже в Новой Зеландии! — А что их отличает от других? — Обилие обертонов и четкость звучания, — с гордостью отмечает Пирковский». (Коржов, 2009). Звоны в Витославицах В Новгороде, в Витославицах, не была, кажет ся, тысячу лет. Попала в первый раз, хотя место это известно со времен новгородского князя Изяслава Мстиславича с 1134 года. Витославицы —для не спешных прогулок, для раздумий о былом, и ни куда не хотелось спешить, быть привязанным ко времени... Вячеслава Волхонского, известного новгород ского звонаря, сразу и не узнала, заматерел что на зывается. Мне-то он помнился еще худеньким па реньком, а теперь уж мужчина! Он неторопко под нялся на колокольню, привезенную из деревни Высокий Остров 1767 года постройки, церкви Ни колы, похожей на рубленый храмовый корабль, 28 метров высотой и ударил в колокола... О город куполов, В гербе твоем медведи, Я слышу голос меди Твоих колоколов Из глубины веков! Твои колокола, Зовущие на вече — На ратные дела И дружеские встречи, — Гудят в моей крови Веселым, вольным гулом... Я предан вашим думам, Колокола мои! Евгений Денисов. «У Софийской звонницы» Вячеслав, как и Ксения Сурина, отыграл не сколько колокольных звонов. Он является одним из звонарей ансамбля Софийского собора Велико го Новгорода «Ермолай», названного по имени ли тейщика, Софийского домового мастера Ермолая Васильева, вылившего самый большой из Новго родских Софийских колоколов Праздничный ве сом 1614 пудов (1659). Лауреат III международ ного конкурса звонарей. Звонит с Андреем Васи льевым, лауреатом II конкурса звонарей России, действительным членом Ассоциации колокольно го искусства России, координатором фестиваля «Златозарные звоны» и Ярославом Тимофеевым, профессиональным музыкантом, лауреатом II и III конкурсов звонарей России, студентом Москов ской государственной консерватории им. П.И.Чай- ковского. Услышав звоны Вячеслава в Музее деревянно го зодчества, я почувствовала всю ширь нашей бес крайней России, ее поля, луга, поймы... Может, потому и потянуло впервые в жизни взяться за косу (прямо у колокольни какой-то мужичонка косил траву). На удивление, тот сразу, без оговорок, дал мне ее, не боясь, что испорчу, затуплю... А коло кольные звоны Вячеслава звали прикоснуться к естественному крестьянскому занятию, в полной мере почувствовать себя сопричастной к той дале кой деревянной деревенской Руси, звали раска чаться на деревянных качелях, точь-в-точь, как в детстве. И до спазм в горле хотелось кричать Руб цовским призывам: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - хотя бы вот такими заветными остро вками деревянного зодчества, колокольными зво нами... Храни! 467
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz