Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ чатся буранные мет ели / И будет вновь в сти хах весенний перезвон». Среди набатных звонов различали всполош- ный звон, или пожарный набат —частый звон в средний, но самый яркий по звучности колокол. У поэта Ивана Приблудного есть «Баллада о бе зумии и мудрых колоколах» , датированная 25 июня 1925 года. Скорее всего, она написана под впечатлением посещения им вместе с Сергеем Есениным села Константинова в августе 1924 года, о чем сообщила сестра Есенина Александра: «Однажды, возвращаясь утром домой, он увидел начинающийся пожар. Заснувшее село как будто вымерло, а он, не зная о существовании веревки, привязанной к колоколу для набата, и найдя зак рытым вход на колокольню, стал собирать около церкви камни и бросать их в колокол. Правда, его удары мало походили на набат, но людей он все- таки разбудил». Приблудный же создал свою вер сию в «Балладе», но тоже набатную. Свой звон он воспринимает за игру, веселье: «...Зацепив за все веревки,/ Я рванул их, глядя вниз,/ И, зевающе- неловки,/ Звуки ветром понеслись/ Тень-телень пошло садами,/БАМ-балам плывет за н и м /И бес связными тонами/ Я как песней одержим». Но спустя какое-то время видит: И как стадо, за призывом Встрепенется сонный люд, Все в волненъи суетливом, Завозились там и тут; Перепугано и бодро Лезут, словно из норы, И мелькают всюду ведра, Грабли, вилы, топоры. Я притих, прошла отрада, Понял, глупый, что опять Я не там, где сердцу надо Волю радостям давать. И опять глагол убогий Довелось мне повторить: Медным вестникам тревоги Звоном радости не быть. А вот Николай Браун, выносивший тело Есе нина, позже напишет: «Вы вчера еще жили- бы ли ,/ А сегодня коса прошла —/ Колокольчики отзвонили/ В голубые колокола...»1 1Браун Н. «Вы вчера еще жили-были». Владимир Зяблое на колокольне села Константинова в 2009 году Фото Н. Большаковой И если Приблудный в стихотворении описы вает свое ухарство и баловство, которое приво дит спешащих людей к церкви с первой помо щью, то русский поэт Н. А. Некрасов в «Молеб не» рисует совершенно другую по характеру кар тину —картину народного бедствия: Холодно, голодно в нашем селении. Утро печальное — сырость, туман, Колокол глухо гудит в отдалении, В церковь зовёт прихожан. Что-то суровое, строгое, властное Слышится в звоне глухом В церкви провел я то утро ненастное — И не забуду о нем. Народ от стара до мала молился «О прекра щении голода лютого», а призвал его на это дей ство набатный звон колокола. «Далекий звон колоколов» К вышеизложенному звону относится и ох ранный звон в особый колокол —типа набатно го, который размеренно бухал в бурю, вьюгу, указывая дорогу путникам. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz