Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
НА звон колоколов Андреевы отливают для звонницы колокола По- лиелейный в 1000 пудов и Лебедь в 500, а Флор Терентьев —Сысой в 2000 пудов, специально для которого возводится дополнительная башня. И наверно не случайно мы зашли в Кремль под колокольные звоны Успенского собора, длившие ся несколько минут... Трудно передать весь трепет души, который охватывает человека при раскати стых густых звуках. Казалось, звон истекал сверху с неба и мощными волнами, создавая ощущение прибоя, окатывал тебя с головы до ног, наполняя детской радостью от истинного соприкосновения со стариной глубокой. В Ростовском кремле все дышало стариной. Ну, здравствуй, Сысой, здрав ствуй, Лебедь, —приветствовала я старинушек-ко- локолов, с великим почтением прикладываясь к ним губами... Вот и произошла наша долгождан ная встреча. Сколько христоматийных и современ ных фотографий с видами их было пересмотрено, сколько картин художников, и вот уже сама их фо тографирую, ласково постукиваю ладонью, слышу их мелодичный отзыв мне... Это ли не чудо уви деть их, услышать их голоса, прижаться к могуче му языку Сысоя, и ощутить себя точно под покро вом самого Господа. И еще одна радость ждала нас в Ростовском кремле —экскурсоводом у нас была не просто му зейный работник, научный сотрудник, музыкант, но еще и участница Ярославского фестиваля ко локольных звонов Ксения Сурина, не просто про водившая замечательную экскурсию, но и предста вившая нашему вниманию на небольшой звонни це церкви Воскресения в Кремле настоящий коло кольный концерт, показав разные звоны... Загадочный италмас Именно звонари России утверждают, что хо рошие колокола сегодня льют многие, но наибо лее близкие по звучанию к старым —только тута- евские, они становятся родными и колоколам Ива на Великого, и на Спасской звоннице в Суздале, и многим другим старейшим колоколам России. Спрашиваю Николая Александровича Шува лова, директора колокольного завода в Тутаеве: — Почему предприятие назвали таким необыч ным именем «Италмас»? — Я уралец, а символом Удмуртии считается именно цветок италмас. Загадочный италмас оказался цветком любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости... А разве колокола не о том же звонят?! Официально тутаевское колокольное предпри ятие зарегистрировано с 1992 года, но отливать колокола братья Шуваловы стали еще в 1990-м. В роду Шувалова были литейщики, варили на Ижев ском заводе оружейную сталь, а прадед на знаме нитом заводе Демидова работал. Сам Николай Александрович что такое литье колоколов и близ ко не представлял, но взялся за это дело. В 80-х со своей многочисленной семьей (жена, пятеро детей, два брата, родители) из Ижевска перебирается жить в древний русский город Рома- нов-Борисоглебск (ныне Тутаев), разделенный Волгой на две части. На правом, крутом и высо ком берегу, ярославцы, спасавшиеся от монголо- татар в 1238 году, основали Борисоглебскую сло боду, а в 1283-м —напротив, на левом, пологом, берегу Углический князь Роман Владимирович заложил город, ставший Романовым. В 1918-м уже единый город Романов-Борисоглебск был переименован в Тутаев в память о погибшем в пе риод Ярославского мятежа красноармейце. Шувалова привлекла в Тутаеве рыбалка и жи вописнейшие места. И все бы хорошо, но отравля ло жизнь неблагозвучие церковных колоколов по соседству. Вот тогда-то Шувалов со священником этой церкви решили заменить треснувшие колоко ла, раздражавшие всю округу, на новые. Но отли вать их никто не решался, и пришлось Шувалову взяться за это дело самому. На своем огороде построили братья плавиль ную печь и вроде бы по науке, в соответствии с современными технологиями, отлили свой перве нец... —ни вида, ни голоса. И самолюбие заело. Отыскал Шувалов книгу Оловянишникова и уг лубился в ее изучение, здесь же заветный рецепт нашел, компонентами которого были глина, пе сок, красное сусло, коровья шерсть, льняные пря ди и конский навоз. Только пропорции не указы вались... Чтобы добиться нужного результата, не один год ушел. И если в дореволюционной Рос сии чего-чего, а конского навоза было хоть отбав ляй, то в современной России найти его стало проблемой. Новоявленные литейщики пытались заменять его коровьим, но... глина разваливалась 465
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz