Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Экспозиция в Музее колоколов и колокольчиков в г. Валдае Фото В. Зяблова Федора Митрофановича Трошина в Пурехе; четвер­ тый, средний по размеру, также пуреховский, при­ надлежал заводу Ф. А. Веденеева; пятый —с завода Егора Макарова, изготовленный в 1882 году; но са­ мый значительный шестой —кунгурский. Уже упоминалось, что в Российской империи имелся Сибирский тракт, по которому взад-впе­ ред, зимой и летом, курсировали почтовые трой­ ки, и, конечно же, в этих местах требовалось свое производство колокольчиков, какое и появилось в Кунгуре. И завод этот имел довольно хороший рынок сбыта. Кунгурский колокольчик —средний по разме­ ру, с толстой юбкой, на тулове литые рельефные державные орлы с явными признаками формы XVIII века. Нижний край юбки украшает витие­ ватая надпись: «Сей колоколъ: Петръ: Кожевниковъ: Въ Кунгуре: 1813-го». Тест этот напоминает о вре­ мени, когда Россия еще верила в «дней александ­ ровских прекрасное начало...» В это время юный Пушкин учился в Царскосельском лицее, набира­ ясь поэтической мудрости, и русское храброе во­ инство шло по Европе, изгоняя французов. Этот колокольчик —настоящий памятник прошлому, которым можно любоваться, слушать его малино­ вый звон... Роберт Балакшин пишет, что в селе Мильково Камчатской области в этнографическом музее у входа висит колокол, весивший 250 пудов, отли­ тый в 1736 году. Звон его ежедневно возвещает об открытии музея (Балакшин, 1991. С. 32). В результате двадцатилетней научной деятель­ ности специалистов Общества церковных звона­ рей под руководством Игоря Коновалова в июне 2006 года был создан Музей колоколов и в Измай- Колокола Музея колоколов и колокольчиков в г. Валдае. Фото В. Зяблова ж 1ШС * * * * * * * * 458

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz