Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Набатный колокол России. 2003 г. Художник Петр Оссовский звуках призывают Спас,/ Чтоб в своих разма- х а х / Объединить всех н а с / Они бьют Набат — / Тот, что с неба идёт,/ Чтоб не ускользнул твой Лад —/Н а Великую Битву зовёт»), У Ивана Ложечникова герои звон литавры принимают за звон набата: « — Слышишь? Иг­ рают в набат! — вскричала мамка, бросаясь к окну. — Посмотри, ластовица ты моя, большой полк идет. На ратниках жаром горят колонта- ри и шеломы. Вот и сам воевода полка... Ахти, мать моя, да это княжич Иван!» (Лажечников, 1986. С. 265). У В. Малкова читаем, как в ночь на 9 июля 1648 года в Устюге на колокольне Ус­ пенского собора раздался набатный звон «вспо- лошного» колокола. По его зову на улицу высы­ пали посадские люди и начали жечь и разорять дома ненавистных народу богачей. Так началось одно из известных крупных народных восстаний на Вологодчине (Малков, 1972. С. 293-294). В конце 80-х годов XX века имя Джуны (Ев­ гении Ювашевны Давиташвили) имело огром­ ную популярность. Она занималась не только не­ традиционными методами лечения, но и была не­ заурядной личностью, художником, поэтом. В ее стихотворении «Вселенский набат» читаем: Вы —звезды и страны, народы и люди, все вместе и каждый отдельно, слушайте!.. Слышите звуки — звуки набата? В них —звон погребальный в них — плач по солдату, в них — сын нерожденный, в них —вдовы, сироты, в них —вести о том, что убит еще кто-то... А вот поэт Василий Федоров в поэме «Бет­ ховен» пишет о том, как звуки у великого ком­ позитора окрасились каждый в свой цвет, так по­ лучился: «Красный цвет набата ,/ Малиновый распев колоколов». Колокол-набат в стихотворе­ нии псковской поэтессы Веры Романенко «Бла­ женный Никола Саллос» сообщает о приближе­ нии к городу царя Ивана Грозного: «Все пали ниц. Тревожный звон / Сцерковных колоколен льётся,/ И страхом, болью отдаётся/ В сердцах, стуча­ щих в унисон». О набате в душе пишет и еще один псковский поэт Николай Мишуков в стихотво­ рении «Пскову»: «Звон в д уш е /Н ет — не звон, а набат!../ Сто набатов по сердцу бьют!..» У саамской поэтессы Александры Антоно­ вой, создателя саамского букваря, в стихотворе­ нии «Памяти поэта и друга Смирнова Владими­ ра Александровича» начало стихотворения: «...ночь полярная гремит набатным звоном», но концовка более оптимистичная: «Я верю, кон­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz