Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ПАМЯТНИКИ И МУЗЕИ У французского поэта Шарля Бодлера есть сти хотворение «Старый колокол», очень точно пере дающее настроение колокола, у которого от време ни появилась трещина, и он теряет свой голос: О, я не тот, увы! над кем бессильны годы, Чье горло медное храпит могучий вой И, рассекая им безмолвие природы, Тревожит сон бойцов, как старый часовой. В моей груди давно есть трещина, я знаю, И если мрак меня порой не усыпит И песни нежные слагать я начинаю — Всё, насмерть раненный, там будто кто хрипит, Гора кровавая над ним всё вырастает, А он в сознанье и недвижно умирает. В городе Нагасаки на площади Независимости в сентябре 2000 года в десяти метрах от скульптуры Архангела Михаила установлен памятник-колокол как напоминание о жертвах ядерных катастроф. Колокол представляет точную копию колокола «Ан гел», уцелевшего после американской атомной бом бардировки Нагасаки 9 августа 1945 года. И вот в начале XXI века уже в Америке про изошла трагедия общемирового масштаба. Утром И сентября 2001 года в Нью-Йорке в башни ком плекса Всемирного торгового центра на Манхэт тене врезались угнанные террористами самолеты. Через час, при эвакуации людей, небоскребы Аме рики рухнули. Следующие два самолета были на правлены на здание Пентагона в Вашингтоне и на резиденцию президента в Кэмпт-Дэвиде. Правда, самолет был сбит в районе Питсбурга в штате Пенсильвания. В этой трагедии в Америке погиб ло 57 605 человек. В 2002 году доцент Санкт-Пе тербургского Северо-Западного технического уни верситета В. Ю. Пирайнен и профессор этого уни верситета О. Н. Магницкий были приняты в чле ны Американской Колокольной Ассоциации. Вик тор Пирайнен «...решил предложить свою идею мо нумента в память событий 11 сентября 2001 года, в основе которой памятник, представляющий со бой грандиозный колокол. Размещенные внутри него куранты колокольным звоном поминали бы погиб ших и напоминали о трагедии живым» (Яковлева, 2005. С. 4). «На высоком круглом профилированном подиуме размещается первый ярус, занятый скуль птурными фигурами участников трагедии. На мо нументе нет случайных людей. Девушка-негритян ка с флагом вруке ассоциируется смногонациональ- ностъю граждан США, изображены пожарные, Колокол 1942 г. в историко-этнографическом комплексе Александра Комарова. Тоня1 Тетрино Фото Н. Большаковой которые первыми оказались на месте трагедии, по лицейские, эвакуировавшие пострадавших людей и оказавшиеся в числе погибших. Среди изображен ных — спаситель с собакой, женщина с ребенком, символизирующая вечную заботу о подрастающем поколении, военный - как символ защиты нации. По периметру подиума расположены надписи: „Spirit o f A m e r ic a ,,L e t’s “, „Land o f fr e e “, „We’ll remember“, „One nation under god“ — лозунги, объе диняющие народ. Завершаетмонумент изображение небоскребов Манхэттена, которые находятся в центре компо зиции, возвышаясь над фигурами людей» (Пирай нен, Магницкий, 2005. С. 2 -3 ). Возможно, этот монумент в скором времени будет установлен в Манхэттене. Не сомневаюсь, что у нас в России существует еще много и памятников с колоколами, и самих ко локолов, ставших памятниками, до сих пор не под нятых на колокольни. Взять хотя бы колокола у Софийской звонницы в Новгороде Великом. Ник то не поймет, почему им приходится свой век до живать на постаментах, а не звонить на колокольне. А ведь колокол на Руси всегда был символом единения, покоя, преображения и всегда - живым заступником. 1Тоня —место рыбного промысла с жилыми построй ками. 455
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz