Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ПАМЯТНИКИ И МУЗЕИ У французского поэта Шарля Бодлера есть сти­ хотворение «Старый колокол», очень точно пере­ дающее настроение колокола, у которого от време­ ни появилась трещина, и он теряет свой голос: О, я не тот, увы! над кем бессильны годы, Чье горло медное храпит могучий вой И, рассекая им безмолвие природы, Тревожит сон бойцов, как старый часовой. В моей груди давно есть трещина, я знаю, И если мрак меня порой не усыпит И песни нежные слагать я начинаю — Всё, насмерть раненный, там будто кто хрипит, Гора кровавая над ним всё вырастает, А он в сознанье и недвижно умирает. В городе Нагасаки на площади Независимости в сентябре 2000 года в десяти метрах от скульптуры Архангела Михаила установлен памятник-колокол как напоминание о жертвах ядерных катастроф. Колокол представляет точную копию колокола «Ан­ гел», уцелевшего после американской атомной бом­ бардировки Нагасаки 9 августа 1945 года. И вот в начале XXI века уже в Америке про­ изошла трагедия общемирового масштаба. Утром И сентября 2001 года в Нью-Йорке в башни ком­ плекса Всемирного торгового центра на Манхэт­ тене врезались угнанные террористами самолеты. Через час, при эвакуации людей, небоскребы Аме­ рики рухнули. Следующие два самолета были на­ правлены на здание Пентагона в Вашингтоне и на резиденцию президента в Кэмпт-Дэвиде. Правда, самолет был сбит в районе Питсбурга в штате Пенсильвания. В этой трагедии в Америке погиб­ ло 57 605 человек. В 2002 году доцент Санкт-Пе­ тербургского Северо-Западного технического уни­ верситета В. Ю. Пирайнен и профессор этого уни­ верситета О. Н. Магницкий были приняты в чле­ ны Американской Колокольной Ассоциации. Вик­ тор Пирайнен «...решил предложить свою идею мо­ нумента в память событий 11 сентября 2001 года, в основе которой памятник, представляющий со­ бой грандиозный колокол. Размещенные внутри него куранты колокольным звоном поминали бы погиб­ ших и напоминали о трагедии живым» (Яковлева, 2005. С. 4). «На высоком круглом профилированном подиуме размещается первый ярус, занятый скуль­ птурными фигурами участников трагедии. На мо­ нументе нет случайных людей. Девушка-негритян­ ка с флагом вруке ассоциируется смногонациональ- ностъю граждан США, изображены пожарные, Колокол 1942 г. в историко-этнографическом комплексе Александра Комарова. Тоня1 Тетрино Фото Н. Большаковой которые первыми оказались на месте трагедии, по­ лицейские, эвакуировавшие пострадавших людей и оказавшиеся в числе погибших. Среди изображен­ ных — спаситель с собакой, женщина с ребенком, символизирующая вечную заботу о подрастающем поколении, военный - как символ защиты нации. По периметру подиума расположены надписи: „Spirit o f A m e r ic a ,,L e t’s “, „Land o f fr e e “, „We’ll remember“, „One nation under god“ — лозунги, объе­ диняющие народ. Завершаетмонумент изображение небоскребов Манхэттена, которые находятся в центре компо­ зиции, возвышаясь над фигурами людей» (Пирай­ нен, Магницкий, 2005. С. 2 -3 ). Возможно, этот монумент в скором времени будет установлен в Манхэттене. Не сомневаюсь, что у нас в России существует еще много и памятников с колоколами, и самих ко­ локолов, ставших памятниками, до сих пор не под­ нятых на колокольни. Взять хотя бы колокола у Софийской звонницы в Новгороде Великом. Ник­ то не поймет, почему им приходится свой век до­ живать на постаментах, а не звонить на колокольне. А ведь колокол на Руси всегда был символом единения, покоя, преображения и всегда - живым заступником. 1Тоня —место рыбного промысла с жилыми построй­ ками. 455

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz