Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ПАМЯТНИКИ И МУЗЕИ Рассказывал Дмитрий Михайлович и о многих достойных мужах России: Владимире Мономахе и Максиме Греке, Кузьме Минине и Дмитрии По­ жарском. И все же особо выделил имя Александра Невского, к которому и как житель Новгорода, и как писатель-историк питал глубочайшую симпа­ тию. Да и имя его стоит того! А вот как описал работу над созданием памят­ ника писатель Виктор Смирнов: «Микешин почув­ ствовал, что идея все больше захватывает его. Он еще раз перечитал конкурсное задание. „Памятник по своему внешнему виду должен соответствовать историческому назначению и отражать шесть главных эпох в истории России: основание государ­ ства, введение христианства, начало освобождения от татарского ига, основание самодержавного цар­ стварусского, восстановление самодержавного цар­ ства избранием Михаила Романова и основание Российской империи. Памятник должен состоять из ваяльных изображений, соединенных изящными архитектурными сооружениями1. „Впрочем, говорилось в заключении, составители проекта мо­ гут не стесняться сим указанием, лишь бы памят­ ник выражал главную мысль сооружения: ознаме­ нование постепенного в течение тысячи лет раз­ вития государства Российского “. <...> В поисках образа, который передавал бы главную мысль памятника, он вдруг подумал о коло­ коле. Он и сам не знал, из каких глубин подсознания всплыл этот образ, то ли Новгород с его вечевым ко­ локолом подсказал ее, то ли позвонили к вечерне, но он тотчас почувствовал удачу. Вот та сильная идея, которая объединит весь замысел, причем доступная каждому. Колокол! Благовестный колокол, который возвеститмиру орусской старине, о великихмужах России и их славных подвигах. Найдя общий силуэт памятника, Микешин при­ нялся разрабатывать его по частям. Заданная кон­ курсом триада: православие, самодержавие и на­ родность натолкнула на мысль сделать памятник трехъярусным. На вершине монумента появился высокий крест, поддерживаемый двумя ангелами, потом он заменил одного ангела коленопреклоненной женщиной, символом России. Верхняя часть колоко­ ла как бы сама собой преобразовалась сначала в по­ лусферу, а потом вдруг превратилась в шар — дер­ жаву, символ русской государственности. В обра­ зовавшемся вокруг шара пространстве можно Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород. Фото Н. Большаковой разместить шесть скульптурных групп, олицетво­ ряющих шесть периодов русской истории. Нижний ярус — народ, основа государственного бытия. Ма­ териал, разумеется, бронза, прекрасно передающая игру света и тени, постамент из гранита, незыбле­ мого, как сама Россия» (Смирнов, 1992. С. 12-13). Подобный «Тысячелетию России» Микешин создает далее памятник Екатерине II в Петербур­ ге, где вновь применяет за основу образ колокола. Вершина памятника —монументальная фигура императрицы, а внизу по окружности царственно­ го подола располагает сподвижников Екатерины: Дашкову, Державина, Суворова, Потемкина, Ру­ мянцева, других. Памятник был открыт в сквере напротив Александринского театра в 1873 году. Но, в 30-е годы над микешенскими памятниками воз­ никала угроза уничтожения: «Особо страстные при­ зывы несутся в отношении памятников, отражаю­ щих историческоеразвитие России. Они объявляют­ ся не имеющими никакой художественной ценности, а то и вовсе безобразными. Сюда относятся „памят­ ники князю Владимиру в Киеве, ложноклассический „Минин-Пажарский“на Красной площади, микешин- 451

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz