Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ПАМЯТНИКИ И МУЗЕИ Рассказывал Дмитрий Михайлович и о многих достойных мужах России: Владимире Мономахе и Максиме Греке, Кузьме Минине и Дмитрии По жарском. И все же особо выделил имя Александра Невского, к которому и как житель Новгорода, и как писатель-историк питал глубочайшую симпа тию. Да и имя его стоит того! А вот как описал работу над созданием памят ника писатель Виктор Смирнов: «Микешин почув ствовал, что идея все больше захватывает его. Он еще раз перечитал конкурсное задание. „Памятник по своему внешнему виду должен соответствовать историческому назначению и отражать шесть главных эпох в истории России: основание государ ства, введение христианства, начало освобождения от татарского ига, основание самодержавного цар стварусского, восстановление самодержавного цар ства избранием Михаила Романова и основание Российской империи. Памятник должен состоять из ваяльных изображений, соединенных изящными архитектурными сооружениями1. „Впрочем, говорилось в заключении, составители проекта мо гут не стесняться сим указанием, лишь бы памят ник выражал главную мысль сооружения: ознаме нование постепенного в течение тысячи лет раз вития государства Российского “. <...> В поисках образа, который передавал бы главную мысль памятника, он вдруг подумал о коло коле. Он и сам не знал, из каких глубин подсознания всплыл этот образ, то ли Новгород с его вечевым ко локолом подсказал ее, то ли позвонили к вечерне, но он тотчас почувствовал удачу. Вот та сильная идея, которая объединит весь замысел, причем доступная каждому. Колокол! Благовестный колокол, который возвеститмиру орусской старине, о великихмужах России и их славных подвигах. Найдя общий силуэт памятника, Микешин при нялся разрабатывать его по частям. Заданная кон курсом триада: православие, самодержавие и на родность натолкнула на мысль сделать памятник трехъярусным. На вершине монумента появился высокий крест, поддерживаемый двумя ангелами, потом он заменил одного ангела коленопреклоненной женщиной, символом России. Верхняя часть колоко ла как бы сама собой преобразовалась сначала в по лусферу, а потом вдруг превратилась в шар — дер жаву, символ русской государственности. В обра зовавшемся вокруг шара пространстве можно Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород. Фото Н. Большаковой разместить шесть скульптурных групп, олицетво ряющих шесть периодов русской истории. Нижний ярус — народ, основа государственного бытия. Ма териал, разумеется, бронза, прекрасно передающая игру света и тени, постамент из гранита, незыбле мого, как сама Россия» (Смирнов, 1992. С. 12-13). Подобный «Тысячелетию России» Микешин создает далее памятник Екатерине II в Петербур ге, где вновь применяет за основу образ колокола. Вершина памятника —монументальная фигура императрицы, а внизу по окружности царственно го подола располагает сподвижников Екатерины: Дашкову, Державина, Суворова, Потемкина, Ру мянцева, других. Памятник был открыт в сквере напротив Александринского театра в 1873 году. Но, в 30-е годы над микешенскими памятниками воз никала угроза уничтожения: «Особо страстные при зывы несутся в отношении памятников, отражаю щих историческоеразвитие России. Они объявляют ся не имеющими никакой художественной ценности, а то и вовсе безобразными. Сюда относятся „памят ники князю Владимиру в Киеве, ложноклассический „Минин-Пажарский“на Красной площади, микешин- 451
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz