Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Светлана Соложенкова пишет, что она: «...тра­ ву косила и устала,/ не заметила, как вечер подо­ шел./ Срезанный под корень клевер алый/ будет звезды поджидать, как пчел./ Колокольчик прозве­ нел... И снова/ мерный звук нарушил тишину —/ там бредет из табуна корова,/ то ль домой, а то ли — на луну». Ау Татьяны Шехановой: «Колоколь­ чик с отливом небесным,/ Он повис над мерцающей бездной/ Осень. Он на краю у земли./Время. Он на краю у столетья/ Он — ветвистый, лесной,/мно­ голетний/ Дай-mo бог, чтоб еще не последний,/ Чтобы вечно поляны цвели...» И если в стихотворениях Прокофьева и Меже- лайтиса звон полевых колокольчиков сравнивает­ ся со звоном колоколов, то у Соложенковой цве­ ток колокольчик хоть и не упоминается, при чте­ нии стихотворения все равно воображение рисует полевой колокольчик от звука колокольчиков, ко­ торые цепляют коровам. А вот Я. В. Смеляков оп­ тимистичен в своих «Колокольчиках», давая сре­ занным цветам вторую жизнь: Земля российская богата в своей траве, в своих цветах. Все колокольчики когда-то, как будто сельские набаты, гремели вечером в степях. Потом их подрезали косы, чтоб большей не было беды. Они ложились безголосо в тяжеловлажные ряды. <...> Так начиналась жизнь вторая, идя все той же стороной: ведь колокольчики Валдая, то раскатясь, то затихая, звенят и плачут под дугой. У Льва Горбовского в стихотворении «Коло­ кольчик возникают картины былого: ...Все мне видится: полдень морозный, мерин землю копытами бьет; и ямщик, пожилой и серьезный, тот, который уже не поет. Все мне слышится: в воздухе синем колокольчик торопит домой! И темнеет глазами Россия, как река перед долгой зимой. Все мне верится: нет, не окончен заколдованный путь ямщика... Колокольчик ты мой, колокольчик, нет тревожнее в поле цветка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz