Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ Подгарок (ожерелок). XIX в. Языческий амулет Из архива Музея колоколов с бубенчиками в г. Валдае Бубенчики из коллекции Сергея Образцова. Из книги С. Образцова «Моя кунсткамера» кинских“и „ухарских“тройках, гремящих бубенца ми и шуркунцами „голубчиках“на паре отлетом или на „безживотных“санках лихачей...» (Гиляров ский, 1979. С. 302). Бухарь и жежолок — в Калужской области. Шаргунец - Западная Сибирь. А у поэта Сер гея Макарова в стихотворении «Не слышит» обо значен шаркунец: «...В росах рассыпчатых стоя, сердит,/Бык одичалый на зорьку глядит /Впрозе лень-впрожелть измызган вконец,/ С шеи свисает звонец-шаркунец». Грематухи, грематушки —в Костромской об ласти. Шумёлы — в Витебской области (Белоруссия). В принципе все эти слова, как пишет А. К. Гану- мич, произошли от слов: «гремушка», «погремок», «погремушка», «гармотать» —греметь, бренчать; «бухать» —издавать глухой звук; «шаркать» —про изводить шорох при ходьбе; «ширкать» —скрести, царапать; «шумотить» —шаркать, глухо шуметь; «балабонить» —звонить, бренчать. Звуки бубенчиков при долгой дороге пробуж дали у поэтических натур образы любимых, меч ты, связанные с ними. Р у с ск и й советский пи сател ь С киталец (П. И. Петров) в детстве с отцом под аккомпане мент гуслей пел на ярмарках русские народные песни, пел в церковном хоре, был бродячим акте ром. Он был большим знатоком и превосходным исполнителем народных песен и многие произве дения создавал как песни, рассчитывая на их ис полнение: Колокольчики-бубенчики звенят, Простодушно рассказывают быль— Тройка мчится, комья снежные летят, Обдает лицо серебряная пыль! Ручка нежная прижалась в рукаве... Не пришлось бы мне лелеять той руки, Да от снежной пыли мутно в голове, Да баюкают бубенчики-звонки! Простодушные бубенчики-друзья, Говорливые союзники любви, Замолчите вы, лукаво затая Тайны нежные, заветные мои! Ночь окутала нас бархатной тафтой, Звезды спрятались, лучей своих не льют, Да бубенчики под кованой дугой Про любовь мою болтают и поют... Из этого стихотворения видно, что упряжные бубенцы больше выполняли художественную фун кцию, нежели сигнальную. Поэт С. Дмитриев в сборнике «Письмена» приводит стихотворение «Заветные обряды», в котором с горечью сожале ет о былом: «Ушли, ушли заветные обряды/Коней упряжки, колокольный звон ,/ В мерцанье свеч — венчальные наряды,/ Благословенье праздничных и к о н / Они ушли в преданья без возврата,/ Свое 441
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz