Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ И навзрыд-навзвон рыдают, Из конца бегут в конец, И навзвон-навзрыд хохочут, Сердцу сердце вспевом прочут, Говорят, Сборным взблеском, звуком-вздохом, Как просыпанным горохом, Бубнят вряд, Дробь враздробь и врассыпную, Змеезвоном ладят сбрую, Серебрят, Я, мол, ты, мол, мы, мол, баем, Бусить бусы понимаем, Любо тренькать дутым краем, — Замолчать никак нельзя им, Не хотят, Не хотят, Перезвякнут баю-баем, Легче маленьких котят, Перебросят звук и взгляд, Сердце сердцу закогтят, Не пойдете напоят, Бубенцы вам не велят. Эй, родимые, скорее, Закрутитесь веселее, У коней вся в мыле шея, К пиру бубен-бубенец, <...> Это славная затея, Колокольчик — ваш гонец, С ним — и в буре не робея — Бубенец и бубенец. Эх, от самого Валдая Звоны льются, нарастая, От Алтая до Москвы Брызжет пена до травы, Закрутились пристяжные, Коренник не клонит выи, А у них как завитые Книзу шеи —два кольца, Дружны в тройке, к гриве грива, Жить вам весело, счастливо, Колокольчик говорливо Обещает без конца, Победить бубенчик хочет, И по-своему пророчит. Победит ли бубенца? Колокольчик долго строит, Он поет да не покоит, Плачем плачет, песней ноет, Не видать его лица. Победит ли бубенца? В пляске весело стрекочет, Точит, точит, счастье прочит В перебросе бубенец. Стук —колесам, блеск —подковам, Бубенцу — быть сном медовым, Сватом, братом всех сердец, Двум сердцам — с одним быть кровом. Имеются сведения, что бубенчики крепили ловчим птицам, цепляли в жилых помещениях, к повозкам, инструментам, игрушкам. Бубенчики служили оберегами и защитниками от злых духов. Они были главным атрибутом в костюмах и кол­ паках Дурака, Петрушки, скоморохов, шутов: «Да кто вам сказал, что шуты/ умирают от скуки?/ Звени, мой бубенчик! Работай,/ подлец, не молчи!» («Похороны шута»). Помню в юности мы любили распевать «Песню про шута» неизвестного автора: «Звени бубенчик мой, звени,/Гитара пой шута на­ певы /Ярасскажу вам про шута/Как шут влюбил­ ся в королеву...» В стихотворении «Очищение» классик немец­ кой литературы Генрих Гейне желает покончить с «безумной мечтой», которую хочет оставить в морской глубине вместе с «ложным счастьем», а также: «Все страданья мои и грехи,/ И дурацкий колпак с бубенцами...» Причем шутовской «колпак с бубенцами» ассоциируется у поэта с лицемери­ ем, которое терзает его душу. О том, что и на Руси шутовской костюм увешивался бубенчиками, ли­ тературное подтверждение находим у А. Алтаева в романе «Гроза на Москве»: « Царь шел важно, опи­ раясь на посох; позади него бежал, позвякивая бу­ бенчиками, шут, а рядом с ним шел царевич Иван» (Алтаев, 1993. С. 173). А вот Елена Гуро в стихотворении «Лунная», написанным ею еще до революции, увидела «..ме­ сяц в колпаке», который также напомнил ей шута, и уже далее восторженно: «Ах, как мы смеялись! „Бубенцы, бубенцы на дураке!"» Во время гадания на перекрестке дорог девуш­ ки пели песни-предсказания, описывавшие те зву­ ки, которые слышали. Если слышался звон бубен­ цов, он предвещал свадьбу: « Звенят бубенцы во все концы /А один бубенец —мне под венец » (Котель­ нический район, д. Нижняя Мыльница). И совершенно необычное сравнение звона бу­ бенцов находим в стихотворении Николая Пере- яслова «Дорога»: «Что же светит нам в далях ту­ манных?/ Нет ответа, незримы к о н цы / Только 439

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz