Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ талось, что кузнец обладал сверхъестественной со зидательной силой, был связан с огнем, а огонь - это солнце. Выступал как «божественный мастер», «господин всех ремесел», построивший дом солн цу, ему была подвластна стихия огня —солнца и молний. Недаром именно кузнец Вакула у Н. В. Го голя побеждает нечистого в ночь перед Рожде ством. Именно в кузницах и рождались первые коло кольчики с бубенчиками (Горохов В. 2006. С. 29). В сказке Г. X. Андерсена «Свинопас» бедный принц, посватовшись к принцессе и получив отказ, измазал себя краской и нанялся к ее отцу в свино пасы. А затем смастерил чудесный маленький гор шочек, увешанный бубенцами. И когда в нем что- нибудь варилось, бубенцы начинали вызванивать старинную песенку: «Ах, мой милый Августин,/ Все прошло, прошло, прошло!» А вот в известном стихотворении А. Кусикова «Бубенцы» звон бубенчиков мог «воскресить по забытую тень»: Сердце будто проснулось пугливо, Пережитого стало мне жаль; Пусть же кони с распущенной гривой С бубенцами умчат меня вдаль. Слышу звон бубенцов издалека — Этой тройки знакомый разбег, А вокруг расстелился широко Белым саваном искристый снег. Звон бубенчиков трепетно может Воскресить позабытую тень, Мою русскую душу встревожить И встряхнуть мою русскую лень. Звон бубенчиков всплывал в памяти русского человека среди грома орудий на поле сражения даже в Великую Отечественную войну, о чем по вествует нам поэт-фронтовик Александр Яшин. Стихотворение «Не умру» он написал в 1943 году, вспоминая, как «...раненый лежал в пыли,/ Стра дая отудушливого жара/Не отличая неба от зем л и ,/ Артиллерийских залпов от кошмара ». Ему вспомнилось детство, которое и вернуло давно за бытые звуки: «Крик петуха на просмоленной кры ше,/ Шум светлых сосен/ И жужжанье ос,/ Раз дольный звон бубенчиков услышал...» И новгородский поэт Игорь Таяновский в сти хотворении «Иконокрады» признается: « Сердцу моему под небом отчим/До креста бубенчиком гре меть». У орловского поэта Геннадия Попова бег созвездий «по небесной крыше» ассоциируется с конями, у которых «...в отдаленьи словно зазвене л и / Вплетенные на гривах бубенцы» («Журчит в тиши заснеженная речка»). Но несмотря на то, что широкое распростране ние бубенчики получили в середине XIX века, че ловеку они известны были уже с X века. Напри мер, их крепили на одежды людей у Шарля де Ко- стера в «Легенде об Уленшпигеле»: «...миморысью пробежал voetlooper — гонец с бубенчиками на по ясе» (Шарль де Костер, 1987. С. 315), а Иван Еф ремов в романе «Лезвие бритвы» пишет, что ин дийские танцовщицы украшали свои ноги коль цами с бубенчиками: «...драгоценностями искри лись два ожерелья на шее, тройные браслеты на запястьях и кольца бубенчиков на щиколотках» (Ефремов, 1993. С. 372). Упоминает их и индий ский поэт Идашшери Говиндан Наяр: «Бубенцами звенят ножные браслеты» (Индийская поэзия XX века, 1990. Т. 1. С. 248). У Мариэтты Тиграновны Степанянц, расска зывающей о духовной жизни индийцев, есть запись о том, что ей 16 августа 1968 года посчастливилось присутствовать на фестивале в Дели джанам аш- тами, где центральным местом празднества был храм Бирла Темпл, или Лакшми Нараян Темпл, по священный богу Нараяну (Вишну) и богине Лак шми. В храме было не менее шумно, чем на улице, потому что огромная масса людей время от време ни провозглашала здравицу в честь бога («джае!») и где непрерывно звенели бубенцы и ритмичный бой барабанов (Степанянц, 1971. С. 27). Бубенчики также подвешивали и на шеи жи вотных, что прекрасно подтверждает в своей «Бал ладе июльского дня» Гарсиа Лорка: «Серебрист бубенчик на шее вола», или пишет в стихотворении «Бубенцы» Константин Бальмонт: Дрогнув, брызнув звуком дружным, С колокольчиком поддужным, С голубицей голубец, Бубенец и бубенец К шее конской припадают, Хмелем звончатым блистают, Вылетают, Западают, Снова звонче, снова тают, Сном рассыпчатым взрастают, В сбруе звук и зрак колец, 438
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz