Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ ки. Звук его более тускловат, чем у колокольчи­ ка, зато может звучать в любом положении: Эй, помчались! Кони бойко Бьют копытом в звонкий лед; Разукрашенная тройка Закружит и унесет. <...> Будет вечер: опояшет Небо яркий багрянец. Захохочет и запляшет Твой валдайский бубенец. <...> Кони встанут. Ветер стихнет. Кто там встретит на крыльце? Чей румянец ярче вспыхнет На обветренном лице? Сядет в тройку. Улыбнется. Скажет: «Здравствуй, молодец...» И опять в полях зальется Вольным смехом бубенец. Андрей Белый. «Тройка» В книге «Средневековый город Средней Азии» читаем о том, что большую часть находок, как в Пейджикенте, так и в других населенных пунктах, составляли бубенчики и колокольчики. И далее рассматривались их способы отливки: одни отли­ вались в формах, другие изготовлялись штампов­ кой из двух половинок с припаяными ушками. Раз­ нообразно было и их применение. Они известны и в качестве подвесок к ремням конской сбруи и на па­ мятниках изобразительного искусства Пенджикен- та, и в живописи, и в резьбе по дереву. Фигуры танцоров и танцовщиц на Востоке также были об­ виты шнурами с привешенными к ним бубенцами. Скорее всего, бубенцами служили парные поделки, имеющие форму миниатюрных котелков на ножках с плоским основанием и двумя отверстиями. В со­ бранном виде, плотно подогнанные один к другому, они имели шаровидную форму и крепились, види­ мо, к концам шнуров. У некоторых по сторонам име­ ются горизонтальные ушки с отверстиями в них (Бе- леницкий, Бентович, Большаков, 1973. С. 87-90). Если в истории остались имена колокольных дел мастеров, то бубенчики, как правило, безымян­ ны. Известно их более 76 видов, и все разнятся по форме, размерам, металлу и, конечно, по голосу. Поэтому их звон и поэты воспринимают каждый по-своему. У Ольги Бергольц бубенец рыдает: «...там, где рыдал бубенчик-чародей,/ где ямщики под песню замерзали»', у Андрея Белого всего лишь «Бубенчик звякнул вдалеке...» («Зима. Посвящение М. А. Волошину»)', у Владимира Кострова зву­ чит «...старинный/ бубенцовый медный звон...»; у И. А. Бунина лепечут: «Но мелкий лепет б у ­ бенчиков спутывал мысли...» («Новый год»); у А. А. Блока: «В глухую темень искры мечет,/ От искр всю ночь, всю ночь светло.../Бубенчик под ду­ гой лепечет/ О том, что счастие прошло...» («Я пригвожден к трактирной стойке...»); у Александ­ ра Брежнева в сказке поселка Сафарино «Коляда»: «Бубенцы звенят, будоража кровь» (Брежнев А. 1994. С. 44), у Бориса Орлова в церкви звенит ка­ дило «Как на тракте звенят бубенцы» («Вышло солнце - и тучи померкли...»). У Анатолия Пере- дреева в стихотворении «Как эта ночь пуста, куда ни денься...» слышится «Знакомый звон забытых бубенцов». Поэт Владимир Башунов в стихотворе­ нии «Детская радость» сравнивает свою детскую радость со звоном бубенчиков, у Бориса Климы- чева в «Песне» сомнения: «Бубенцы заливаются звоном,/ или сердца мне слышится звон», у Марка Соболя: «Бубенчиками с ярмарки летят мои года » («С ярмарки»). Виктор Соснора в стихотворении «Белый ветер» сравнивает звон кузнечика с бубен­ чиком: «Не кузнечик, а бубенчик надомной звенит»; Давид Самойлов в «Гончаре» восхищается блюда­ ми: «И поют, как колокольчик, и звенят, как бубе­ нец...». У Владимира Кострова в стихотворении «Вновь душа моя» бубенцом прозвенит «...авгус­ товская крытая золотом бричка» или «...валдай­ ский бубенец» в стихотворении «Нет. Последняя песня не спета». А вот мурманскому поэту Алек­ сандру Абрамову в стихотворении «На въезде в Мурманск фонари - запряжены...» становится «тепло, уютно и дремотно/ от песни, спетой бу­ бенцами изоляторов». В сказке «Кузнец» Индры Романы-чай расска­ зывается о кузнеце Струнно, который делал буб­ ны цыганкам, звенящие у танцовщиц с особой за­ дорной силой. И хотя выглядели они одинаково, звучали по-разному. Много он их изготовил на сво­ ем веку и каждый со своим голосом. Цыгане укра­ шали ими и конские гривы, чтобы рассыпалась их звонкая радость по всем кочевым дорогам, разно­ ся по земле добрую славу о чудесном мастере. Как видим, рождалось это звонкое чудо из ме­ талла и огня искусством кузнеца. Потому как счи­ 437

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz