Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ ки. Звук его более тускловат, чем у колокольчи ка, зато может звучать в любом положении: Эй, помчались! Кони бойко Бьют копытом в звонкий лед; Разукрашенная тройка Закружит и унесет. <...> Будет вечер: опояшет Небо яркий багрянец. Захохочет и запляшет Твой валдайский бубенец. <...> Кони встанут. Ветер стихнет. Кто там встретит на крыльце? Чей румянец ярче вспыхнет На обветренном лице? Сядет в тройку. Улыбнется. Скажет: «Здравствуй, молодец...» И опять в полях зальется Вольным смехом бубенец. Андрей Белый. «Тройка» В книге «Средневековый город Средней Азии» читаем о том, что большую часть находок, как в Пейджикенте, так и в других населенных пунктах, составляли бубенчики и колокольчики. И далее рассматривались их способы отливки: одни отли вались в формах, другие изготовлялись штампов кой из двух половинок с припаяными ушками. Раз нообразно было и их применение. Они известны и в качестве подвесок к ремням конской сбруи и на па мятниках изобразительного искусства Пенджикен- та, и в живописи, и в резьбе по дереву. Фигуры танцоров и танцовщиц на Востоке также были об виты шнурами с привешенными к ним бубенцами. Скорее всего, бубенцами служили парные поделки, имеющие форму миниатюрных котелков на ножках с плоским основанием и двумя отверстиями. В со бранном виде, плотно подогнанные один к другому, они имели шаровидную форму и крепились, види мо, к концам шнуров. У некоторых по сторонам име ются горизонтальные ушки с отверстиями в них (Бе- леницкий, Бентович, Большаков, 1973. С. 87-90). Если в истории остались имена колокольных дел мастеров, то бубенчики, как правило, безымян ны. Известно их более 76 видов, и все разнятся по форме, размерам, металлу и, конечно, по голосу. Поэтому их звон и поэты воспринимают каждый по-своему. У Ольги Бергольц бубенец рыдает: «...там, где рыдал бубенчик-чародей,/ где ямщики под песню замерзали»', у Андрея Белого всего лишь «Бубенчик звякнул вдалеке...» («Зима. Посвящение М. А. Волошину»)', у Владимира Кострова зву чит «...старинный/ бубенцовый медный звон...»; у И. А. Бунина лепечут: «Но мелкий лепет б у бенчиков спутывал мысли...» («Новый год»); у А. А. Блока: «В глухую темень искры мечет,/ От искр всю ночь, всю ночь светло.../Бубенчик под ду гой лепечет/ О том, что счастие прошло...» («Я пригвожден к трактирной стойке...»); у Александ ра Брежнева в сказке поселка Сафарино «Коляда»: «Бубенцы звенят, будоража кровь» (Брежнев А. 1994. С. 44), у Бориса Орлова в церкви звенит ка дило «Как на тракте звенят бубенцы» («Вышло солнце - и тучи померкли...»). У Анатолия Пере- дреева в стихотворении «Как эта ночь пуста, куда ни денься...» слышится «Знакомый звон забытых бубенцов». Поэт Владимир Башунов в стихотворе нии «Детская радость» сравнивает свою детскую радость со звоном бубенчиков, у Бориса Климы- чева в «Песне» сомнения: «Бубенцы заливаются звоном,/ или сердца мне слышится звон», у Марка Соболя: «Бубенчиками с ярмарки летят мои года » («С ярмарки»). Виктор Соснора в стихотворении «Белый ветер» сравнивает звон кузнечика с бубен чиком: «Не кузнечик, а бубенчик надомной звенит»; Давид Самойлов в «Гончаре» восхищается блюда ми: «И поют, как колокольчик, и звенят, как бубе нец...». У Владимира Кострова в стихотворении «Вновь душа моя» бубенцом прозвенит «...авгус товская крытая золотом бричка» или «...валдай ский бубенец» в стихотворении «Нет. Последняя песня не спета». А вот мурманскому поэту Алек сандру Абрамову в стихотворении «На въезде в Мурманск фонари - запряжены...» становится «тепло, уютно и дремотно/ от песни, спетой бу бенцами изоляторов». В сказке «Кузнец» Индры Романы-чай расска зывается о кузнеце Струнно, который делал буб ны цыганкам, звенящие у танцовщиц с особой за дорной силой. И хотя выглядели они одинаково, звучали по-разному. Много он их изготовил на сво ем веку и каждый со своим голосом. Цыгане укра шали ими и конские гривы, чтобы рассыпалась их звонкая радость по всем кочевым дорогам, разно ся по земле добрую славу о чудесном мастере. Как видим, рождалось это звонкое чудо из ме талла и огня искусством кузнеца. Потому как счи 437
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz