Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Поминальный колокол в храме Ват Пра Тхат Дой Сутхен Северного Таиланда. Согласно легенде он основан в XV веке на том месте, где некогда был найден священный белый слон. Если постоишь около колокола, вспоминается многое... Когда в России умирал священник, в коло кол звонили двенадцатью очень редкими удара ми, когда тело покойного переносили на клад бище, в каждой встреченной по пути процессии церкви начинался перезвон. Шествие скрыва лось из виду, и на колокольне производился красный звон. У Великого князя Константина Константи новича Романова в стихотворении «Отдохни», датированным 1882 годом, за погребальным зво ном оптимистически звучит звон радости: «...Но вглядись: в нашей жизни печальной/ разве нет и хороших сторон?/Ведь не все слышен звон погре бальный;/ Раздается ж и радости звон...» В со временной норвежской поэзии у Улафа Буля есть стихотворение «На кладбище», в котором поэт пессимистически говорит, что если человек покидает землю, то «Никто и не вспомнит те перь уж на свете,/ какой Эмеренсе Кристенсе была;/ с напрасной тщетою звонят о бессмер тье/минувшего времени колокола». В поэме «Смерть отца Захара» (Архиманд рит Павел (Груздев), 2006. С. 599) колокольный звон призывает отче в Царствие небесное и слы шится погребальным, а затем приобретает нот ки перезвона. Вдруг пронесся гулко колокольный звон, заглушая вьюги заунывный стон. Встрепенувшись, слушать стал отец Захар: мерно за ударом следовал удар. Чудным переливом колокол звучал и восторгом дивным душу наполнял. Пел о чем-то чудном, пел про край иной, там где нет печали, суеты земной. Чудодейной силой влек к себе, манил, про болезнь, про горе иерей забыл. Очарован звоном и готов был он поспешить тотчас же на чудесный звон. «Где же это звонят? — думал иерей. — нет с подобным звоном здесь у нас церквей... И тут же за иереем приходит «кто-то» и зо вет его: «Собирайся, отче, в церковь поскорей/ Слышишь звон? Приехал к нам архиерей». Отец Захар следует в церковь и там видит, что за ар хиерей приходит за ним —сам Господь. Иерей спокойно и тихо принимает свою смерть. Сергей Тосин, обращаясь к похоронному зво ну, пишет, что этот звон состоит из двух разных частей: первая —это многократно повторенный перезвон и вторая —тихий звон, который испол няется после выноса покойника из церкви. Он приводит пример, как описывает тихий звон за мечательный русский советский композитор, фольклорист Александр Кастальский: « Этот скорбный похоронный перебор обязательно за канчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскрешение усопшего... Трезвон, напоминающий о воскрешении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшем, и дает ей внутреннее утешение» (Тосин, 2002. С. 93). М. Ю. Лермонтов признавался: «Иэтот звон люблю я! Он цветок/ Могильного кургана, мав золей». Лермонтов любил погребальный звон, как многие путники на Руси: « Как весть кончи ны иль бессмертья глас»1. Николай Колычев, мурманский поэт, в сти хотворении «Белый-белый дым костра над па латками» по-своему, очень светло пишет о мо настырском кладбище и звонах: «А за речкою — кресты монастырские —/Царст ва Божьего зем ная околица / С колоколенки слышны звоны чис тые:/ Хорошо, когда о нас кто-то молится». Разнообразны по своей тематике, характеру и гражданские колокольные звоны. 1Лермонтов М. «Кто в утро зимнее, когда валит...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz