Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ колокольчики. К тому же глагол этот известен всей России, трём поколениям, ибо все знают тройку уда лую, она удержалась не только между культурными, но даже проникла и в стихийные слои России... “» (Ко шелев, 2002). Валдай считается общепризнанным зачинате лем промысла поддужных колокольчиков. Во-пер- вых, расположение Валдая находилось на середи не важнейшего в России Петербургско-Москов ского тракта, во-вторых, как уже было замечено выше, валдайские колокольчики отличались от всех остальных своей звонкостью, прочностью и приятным мелодичным тоном. Еще одно немало важное обстоятельство - валдайскими мастерами в литье церковных колоколов был накоплен до вольно большой опыт. Во-вторых, в конце XVIII века в городе насчитывалось около 50 кузниц по справке Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Оказывается, в Валдае исстари существо вало кузнечество. В таком случае, можно предпо лагать, что кузнецы подковывали не только лоша дей, но могли быть и первыми литейщиками под дужных колокольчиков. Самые ранние из известных датированных ко локольчиков, согласно отлитым на них надписям, изготовлены валдайскими мастерами Филиппом Терским, Алексеем Смирновым, Егором Лебедевым в 1802 году. Но есть все основания считать, что ко локольчики отливались здесь и ранее без каких- либо надписей и рельефов. Существуют, по край ней мере, две версии относительно времени зарож дения поддужноколокольного промысла в Валдае. Согласно первой, родоначальником колоколь ного дела села Валдай был крестьянин Григорий Петрович Кузнецов, основавший еще в 1718 году первое колокольное заведение и отливавший ко локольчики для продажи. О чем имеются свиде тельства его потомка Дубинина в статье «Коло кольное производство на Валдае». Хотя достовер ных свидетельств о том, что Кузнецов отливал именно поддужные колокольчики, нет, зато извес тно, что для устройства своего заведения из Ярос лавля в Валдай Кузнецов на своих плечах принес более трех пудов различных форм. Но ведь Ярос лавль никогда и никем не упоминался в качестве центра изготовления поддужных колокольчиков, значит упомянутые формы применялись там, ско рее всего, для отливки небольших церковных заз- вонных колоколов. Согласно второй версии —почтовый колоколь чик родился одновременно с узаконением почто вой тройки и стал официальным атрибутом рус ской службы связи. И произошло это в 70-е годы XVIII века, когда Валдай из статуса села перешел уже в статус города (1770 г.). Причём указывается, что поддужноколокольный промысел возник внутри кузнечного, что и доказывает нам Энцик лопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Природа улыбнулась на Валдае — Глаза-озера подарила Краю, В зеленых шапках корабельный лес, Возвышенность почти что до небес. На острове, в полутора верстах, Монахам Храм построил Патриарх, И разносился по воде окрест Перед церковной службой благовест. Валдай, как в сказке, — между двух столиц Встречал поэтов, провожал цариц, Всегда гостеприимный, чуть хмельной, С почтовым колокольцем под дугой... Николай Машенин. «Жемчужина России» Знаменит Валдай не только колокольчиками, но и Иверским монастырем, построенным по за мыслу патриарха Никона в 1653 году на одном из островов Валдайского озера. А в 1656-м по пригла шению патриарха работал в Иверском монастыре Александр Григорьев —«государев пушечный и колокольный мастер». По монастырским докумен там Григорьевым был отлит Никоновский коло кол. А народным преданием добавлено, что в на граду оставшуюся после отливки бронзу мастер ос тавил своим подмастерьям, после чего, якобы, и стали на Валдае отливаться колокольчики (Коло кола. 1985. С. 184). «...Мой любимый Валдай,/ Я тебя не покину,/ Пока сердце стучит/ И любовь в нем живет/ <...> / Отчего я грущу,/ Слыша плач колокольца?/ От того, что тебя/ Он забыть не дает ...», —написал валдайский поэт Виктор Рогоцкий в стихотворе нии «Валдай». ...История Валдая так богата — Песнь колокольцев подтверждение тому. И монастырь, в музее экспонаты, Д ай в домах найдем мы старину... Раиса Лытасова. «На память» Расцвет колокололитейного промысла на Вал дае приходится на начало XIX века. Наиболее из 431
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz