Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ Снова силушку былинную Влей в гармошечку старинную, Спой!., была иль не была!.. Пусть кому-то не понравится — Встанет русская красавица, Зазвенят колокола!.. Разве не точно это подметил поэт Константин Скворцов в своем стихотворении «Птицы рус­ ские», точно по валдайским девушкам писал. И сила у такой девушки особая, и формы, гармонич­ но выстроенные: рост ее ширине подолу юбки рав­ няться должен. Да только «...ширина та не по пле­ чам мерилась, не по талии, а по краю юбки ее: ка­ кая юбка, такая и ширина у женщины. Чем шире юбка, тем и женщина сильней. Поет она вразъюпи- стом своем сарафане, мастер форму ее перенимает для колокола и голос „срисовывает“. В Валдае так и заказы делали: „Мне Анюту “, „А мне Марфу "... Сколько голосов колокольных, столько и судебза ними женских» (Сочагин, Яковлева, 2004. С. 129). Наверно, по этому поводу появилась в народе частушка, в которой говорится о юбке колокольцем: Пошла плясать — Колокольцем юбка. Ты ко мне не подходи Без милого узка. Жених к свадьбе колокольчик тоже со своей невесты лил, на нее настроенный. Причем отливать должен был только своими руками и обязательно тайно. Чужой колокольчик, даже отца, на свадьбу брать было нельзя, мог недоброе в семью принес­ ти. А сделанный руками жениха, колокольчик мо­ лодым счастьем дорогу устилал, порчу и худобу всякую отгонял. Из рода в род передавая, Хранит народная молва О колокольчиках Валдая Сказаний ясные слова. Их звон как будто издалече, Через веков седую даль Доносит гул грозовый веча И песен нежную печаль. Лидия Коновалова Новгородский поэт Игорь Таяновский в своей «Провинциальной поэме» придерживается все же широко известного предания о возникновении вал­ дайских колокольчиков: «...А колокол, что Новго­ родом правил,/ Как тать полнощный схвачен был и выслан/ Телега на Валдае развалилась,/ И коло­ кол разбился на к у с к и / Из тех кусков валдайские умельцы/ Отлили колокольцы ,Дар Валдая"...» В 1886 году поэт Константин Случевский рас­ сказал эту же самую легенду о валдайских коло­ кольчиках только уже в прозе. Предпочтительность валдайского колокольчи­ ка всем остальным, несмотря на его дороговизну, говорила о высоком качестве изделия, потому как в сплав его валдайские мастера употребляли самую высокосортную уральскую медь. Здесь все прини­ малось во внимание: и красота звучания, и легенда о рождении колокольчиков из вечевого новгород­ ского колокола. Покупающим хотелось верить, что в Валдае отлит колокольчик именно из осколка «вечника новгородского». Разбили колокол, разбили!.. Сгребли валдайцы медный сор И колокольчики отлили, И отливают до сих пор... И, быль старинную вещая, В тиши степей, в глуши лесной, Тот колокольчик, изнывая, Гудит и бьется под дугой!.. Константин Случевский. «Новгородское предание» Потому, наверно, ямщики, проезжавшие через Валдай, старались купить сразу несколько валдай­ ских колокольчиков. И сколько брали, столько и подвешивали в упряжи. С тех пор считается ненор­ мальным, если в упряжи звучит один колокольчик. Во всяком случае, валдайские колокольчики по одиночке не звучат, звучали только в наборе, что говорило о некой соборности и единении. Одному в России не выжить, как вечевому новгородскому колоколу, какой бы мощный он не был —только в единении. Привлекали людей валдайские колокольчики и своими забавными надписями: «МНИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ КОЛОКОЛЬЧИКДАР ВАЛДАЯ», «ТРОЙКА С КУЧЕ­ РОМЛИХАЯ УТЕШЕНЬЕ КОЛОКОЛДАР ВАЛДАЯ», «СПЕШУ НА РОДИНУ. ДАР ВАЛДАЯ 1871», «ЗВЕНИУНЫЛА ПОТДУ- ГОЙ. КОЛОКОЛ ДАР ВАЛДАЯ», «ЗВЕНИ ВИСЕЛЕЙ У ДВЕ­ РЕЙ. ВАЛДАЙ», «ПОТ СИМ КОЛОМЬ ВАЛДАЯМЪ БИЖИТ ТРОЙК», «ТЕБЯДАРИТЬ ОТЪДУШИ, ТАК ГОВОРИТ ЕРМО- ЛАЙ», «КОГО ЛЮБЛЮ, ТОГО И ДАРЮ. СЕЙ КО ЛИТ ВАЛ- 429

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz