Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ этот колокольчик... Был такой старейшина рода, проживал на Валдае, имел девяносто девять сыно вей. Каждому по озеру подарил, самое большое — для себя оставил. Всем племенем совет на нем дер жал. Ладно жили сыновья Валдая, потому и вода в озерах была чистая, как слеза младенца. Сосны вок руг них стояли, словно свечи земли. На их макушки даже облака садились отдыхать. Березы в этих местах были подобны нарядным невестам, а свя щенные дубы весь род могли укрыть в тени своих шатров. В реках водилась рыба, в лесах не счесть сколько разного зверья и птиц. Бортные уходили на тыщу верст, почитай до самых волжских степей доходили. Умел Валдай своих людей и к земле при ручить, хлеба росли в этих краях отменные. Жи тели знали ремесла не то что по дереву, но и по железу! Даже корабли строили с парусами, кото рые, как птицы, летали в заморские страны. И шла слава омудром Валдае. Мир и покой были в егороду и племени. Садыросли на камнях и плодоносили три раза в год. Пчелы брали взятку даже из суковатых палок. Кони могли до неба доскакать. А шкурой од ного лишь вола можно было накрыть целую стра ну. Учил Валдай свой народ беречь землю, понимать шепот листьев, разгадывать язык птиц, а по звез дам определял судьбу своих соплеменников. Но не всем людям пошла его наука на пользу. Начались ссоры, разобщилось могучее племя Валдая. Память Дверной колокольчик в краеведческом музее г. Рыбинска. Фото Н. Большаковой о нем живет только в этих колокольчиках, кото рые он оставил как напоминание о красоте Валдай ской земли» (Моро, 1997. С. 10). Подвесили родители Степана колокольчик к люльке и успокоились. Однажды старший брат Степана решил сорвать колокольчик с люльки и подвесить на шею собаки. Когда колокольчик «со звоном ударился о край люльки и с жалобным сто ном покатился по полу. Люлька... перевернулась, и вслед за колокольчиком из нее с грохотом выва лился Степан. Ребятишки сначала замерли от ис пуга, но, когда раздался неистовый плач мальчика и какой-то лепет, они, как стая испуганных воро бьев, вылетели из избы на улицу с криком: «Мол чун заголосил». Так валдайский колокольчик вер нул будущему знаменитому скульптору голос. Другое предание говорит о том, как рождались валдайские колокола. Чтобы колокольный голос «...был чистым да певким», в мастерскую звали самых красивых и голосистых девок. А если люди узнавали, что колокол отливали, а женщины в куз не не было, стало быть, он неправильным мог по лучиться, и такой колокол люди покупать опаса лись «...потому как нарушил мастер извечный за кон: все сущее в мире родится отженщины. Чтобы сущим колокол стал, женщинамиг рождения его оп ределяла. Какмладенец человеческий слышит первый звук в жизни своей —голос матери, повторяя его, так и колокол говорить и петь учит женщина » ( Сочагин, Яковлева, 2004. С. 128). Так поет девушка при мастере, а он на нее, на рядную да красивую, глядючи, форму колоколь ную лепит. Потому-то мастера и говорят, что в ко локольной форме все, как в женщине: голова есть, плечи, сарафан с юбкою... Хотя не всякой красави це моделью колокольной стать дано. Оказывается по-особому выбирали на Валдае таких, чтоб чис тота в ней была и сила. Если таковой нет, то и ко локол с нее лить нельзя. И самое главное, не вне шнюю силу искали мастера в барышне, а «...глубин ную, сокровенную, что дается лишь женщине. Да- ется-то она дается, да не каждой поровну. Вот и выбирали девку, в которой столько силы, что слов но магнитом влечет к ней. И делает она всех, кто рядом с ней, таким же сильными, как и сама. На то она и есть держателъница мира» (Сочагин, Яков лева, 2004. С. 129). 428
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz