Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ — Это и по тебе звон, — сказал Уленшпигелю рыбник...» (Шарль де Костер, 1987. С. 305). А это уже в российской балладе «Ольга» у Павла Катенина: «Что за звуки?/ Что за пенье?/ Что за вранов крик во мгле?/ Звон печальный! / Погребенье!/ „Тело предаем земле"». Призывает «Так бей, звонарь, в свои колокола» и русский советский поэт Николай Заболоцкий в стихот ворении «У гробницы Данте». А вот у Елены Коныниной, поэтессы Коми-Пермяцкого окру га, «Сонный день, словно грузным, тяжелым вес лом ,/ По вискам — похоронный набат» (Низовс- кий, 1998. С. 359). В стихотворении санкт-петербургского поэта Андрея Реброва поминальные нотки звучат иносказательно: Зазвучал колокольный глас, Смолкли в звоннице птичьи гласи. Словно ангел золотовласый, У часовни осенний вяз. Ярый вихрь, по-ордынски воя, Залетел в монастырский двор, Огневою, шальной листвою Древнерусский зажег собор, Но иссяк. И над темной далью, От сыновей любви светла, Утешительница печалей Крестит с башни колокола. Известен и такой случай. Жил в Чернигов ской губернии помещик Кочубей и лишился он жены. Похоронил ее на общем кладбище, а спус тя год задумал перезахоронить в домовую цер ковь. По селу пошли толки, что, мол, накличет помещик перезахоронением на людей беду. А тот от архиерея разрешение получил. Однажды явился к нему юродивый и сказал, что грех его падет на многие головы и на голову владыки тоже. Но не послушался Кочубей. Вечером пос ле перезахоронения возвращавшиеся домой пев чие попали в полынью и из пятнадцати человек двенадцать из них утонули. Едва плач на селе приутих, стали ждать приезда владыки. Возле ограды дома Кочубея собрался народ, все жда ли, что вот-вот ударят колокола и покажется пре освященный. Колокол действительно ударил — раз, другой, третий. Все остолбенели, в толпе пронеслось: «По мертвому звонят!». И точно, вскоре пришло сообщение, что «преосвященный Филарет Черниговский внезапно скончался ночью в Конотопе» (Низовский, 1998. С. 359). Вениамин Каверин, давая характеристику ранним произведениям писателя Михаила Зо щенко, пишет о его Борисе Ивановиче Котофее- ве из «Страшной ночи», которого «улюлюкаю щая толпа » загоняет в церковь, но, когда обна руживает, что его там нет, в страхе выбегает на ружу и тут слышат, как «...сверху, с колокольни, раздался вдруг гудящий звон набата. Сначала редкие удары, потом все чаще и чаще поплыли в тихом ночном воздухе. Это Борис Иванович Ко тофеев с трудом раскачивал тяжелый медный язык, бил по колоколу, будто нарочно стараясь этим разбудить весь город, всех людей». Так «медный герой» впервые восстает против своей замкнутой жизни. «Уже не позвякивает ме ланхолический треугольник. Колокольный звон разносится по городу, возвещая, что больше так продолжаться не может. Но это — погребальный звон по проснувшемуся сознанию. Не может, но будет. Выхода нет» (Каверин, 1982. С. 31). Дочь знаменитого историка С. М. Соловьева Паликсена Соловьева гул колоколов награжда ет эпитетом «мёртвый»: «...Здесь жизни горести и страхи/ заключены, без жал, без с л о в / И дни проходят, как монахи ,/ Под мёртвый гул коло колов». А у поэтессы Нинель Бархатовой в сти хотворении «Умирает любовь» погребальный звон слышится по уходящей любви: «...Угасает свеча, что горела пред Ликом Пречистой,/ Ста рый колокол треснул, и больше не будет зво н ит ь / Иссякает родник голубой, изумительно чистый ,/ Вечной связи с добром обрывается светлая нить». И далее: Перезвон погребальный становится тише и глуше. Умирает Любовь, приходите её хоронить. И черствеют сердца, высыхают и ёжатся души, Что уже не умеют, как прежде, прощать и любить. Обычно по умершей женщине в колокол били дважды, смерть мужчины оглашалась тре мя ударами. Если покойник был богат, по нему могли звонить целый час. А вообще, по умершим звонили сразу после кончины и в день похорон: при выносе тела из дома, при приближении к кладбищу и при опускании гроба в могилу. Бы вало, что впереди похоронной процессии несли и специальный колокольчик, взятый для этого в церкви вместе с крестами и хоругвью специаль но с отбитым краем, чтобы издавал дребезжащий звук. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz