Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ — Это и по тебе звон, — сказал Уленшпигелю рыбник...» (Шарль де Костер, 1987. С. 305). А это уже в российской балладе «Ольга» у Павла Катенина: «Что за звуки?/ Что за пенье?/ Что за вранов крик во мгле?/ Звон печальный! / Погребенье!/ „Тело предаем земле"». Призывает «Так бей, звонарь, в свои колокола» и русский советский поэт Николай Заболоцкий в стихот­ ворении «У гробницы Данте». А вот у Елены Коныниной, поэтессы Коми-Пермяцкого окру­ га, «Сонный день, словно грузным, тяжелым вес­ лом ,/ По вискам — похоронный набат» (Низовс- кий, 1998. С. 359). В стихотворении санкт-петербургского поэта Андрея Реброва поминальные нотки звучат иносказательно: Зазвучал колокольный глас, Смолкли в звоннице птичьи гласи. Словно ангел золотовласый, У часовни осенний вяз. Ярый вихрь, по-ордынски воя, Залетел в монастырский двор, Огневою, шальной листвою Древнерусский зажег собор, Но иссяк. И над темной далью, От сыновей любви светла, Утешительница печалей Крестит с башни колокола. Известен и такой случай. Жил в Чернигов­ ской губернии помещик Кочубей и лишился он жены. Похоронил ее на общем кладбище, а спус­ тя год задумал перезахоронить в домовую цер­ ковь. По селу пошли толки, что, мол, накличет помещик перезахоронением на людей беду. А тот от архиерея разрешение получил. Однажды явился к нему юродивый и сказал, что грех его падет на многие головы и на голову владыки тоже. Но не послушался Кочубей. Вечером пос­ ле перезахоронения возвращавшиеся домой пев­ чие попали в полынью и из пятнадцати человек двенадцать из них утонули. Едва плач на селе приутих, стали ждать приезда владыки. Возле ограды дома Кочубея собрался народ, все жда­ ли, что вот-вот ударят колокола и покажется пре­ освященный. Колокол действительно ударил — раз, другой, третий. Все остолбенели, в толпе пронеслось: «По мертвому звонят!». И точно, вскоре пришло сообщение, что «преосвященный Филарет Черниговский внезапно скончался ночью в Конотопе» (Низовский, 1998. С. 359). Вениамин Каверин, давая характеристику ранним произведениям писателя Михаила Зо ­ щенко, пишет о его Борисе Ивановиче Котофее- ве из «Страшной ночи», которого «улюлюкаю­ щая толпа » загоняет в церковь, но, когда обна­ руживает, что его там нет, в страхе выбегает на­ ружу и тут слышат, как «...сверху, с колокольни, раздался вдруг гудящий звон набата. Сначала редкие удары, потом все чаще и чаще поплыли в тихом ночном воздухе. Это Борис Иванович Ко­ тофеев с трудом раскачивал тяжелый медный язык, бил по колоколу, будто нарочно стараясь этим разбудить весь город, всех людей». Так «медный герой» впервые восстает против своей замкнутой жизни. «Уже не позвякивает ме­ ланхолический треугольник. Колокольный звон разносится по городу, возвещая, что больше так продолжаться не может. Но это — погребальный звон по проснувшемуся сознанию. Не может, но будет. Выхода нет» (Каверин, 1982. С. 31). Дочь знаменитого историка С. М. Соловьева Паликсена Соловьева гул колоколов награжда­ ет эпитетом «мёртвый»: «...Здесь жизни горести и страхи/ заключены, без жал, без с л о в / И дни проходят, как монахи ,/ Под мёртвый гул коло­ колов». А у поэтессы Нинель Бархатовой в сти­ хотворении «Умирает любовь» погребальный звон слышится по уходящей любви: «...Угасает свеча, что горела пред Ликом Пречистой,/ Ста­ рый колокол треснул, и больше не будет зво ­ н ит ь / Иссякает родник голубой, изумительно чистый ,/ Вечной связи с добром обрывается светлая нить». И далее: Перезвон погребальный становится тише и глуше. Умирает Любовь, приходите её хоронить. И черствеют сердца, высыхают и ёжатся души, Что уже не умеют, как прежде, прощать и любить. Обычно по умершей женщине в колокол били дважды, смерть мужчины оглашалась тре­ мя ударами. Если покойник был богат, по нему могли звонить целый час. А вообще, по умершим звонили сразу после кончины и в день похорон: при выносе тела из дома, при приближении к кладбищу и при опускании гроба в могилу. Бы ­ вало, что впереди похоронной процессии несли и специальный колокольчик, взятый для этого в церкви вместе с крестами и хоругвью специаль­ но с отбитым краем, чтобы издавал дребезжащий звук. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz