Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной И будете моей женой! —Хрустальный колокольчик От вас я не возьму, Ваш глупый колокольчик Не нужен никому. Плясать вы не пойдете со мной, со мной, со мной, И вашею не буду я женой!.. А вот у Георгия Шенгели в стихотворении «Га шиш» упомянут колокольчик стеклянный: «Я слу шаю, как прозрачно и розово колокольчики стеклян ные звенят...» В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» встречаем золотой колокольчик: «Тут послышал ся мягкий звон колокольчика, свет в зале потух, за навесь разошлась, и обнаружилась освещенная сце на с креслом, столиком, на котором был золотой колокольчик и с глухим черным бархатным задни ком» (Булгаков, 1989. С. 531). Звук этого золотого колокольчика будет преследовать «несчастного» Никанора Ивановича на протяжении всего сна. Надо заметить, что дверным колокольчикам нередко придавали значение оберега дома и, когда подобные отливали, делали на них надписи типа «Звени веселей у дверей». А вот у Ф. М. Достоевского в романе «Преступ ление и наказание» дверной колокольчик прини мает образ не просто сигнала к открытию двери: «Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди», а колокола, который начи нал настойчиво преследовать Раскольникова: «Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напом нил и ясно представил...», «Он не выдержал, мед ленно протянул руку к колокольчику и позвонил. Через полминуты еще раз позвонил, погромче»... И затем уже после убийства старухи: «Гость схватил ся за колокольчик и крепко позвонил. Как только звякнул жестяной звук колокольчика, ему вдруг как будто почудилось...» и далее нетерпение Расколь никова нарастает: «...остервеняясь, он раз десять сразу, из всей мочи, дернул в колокольчик» (Досто евский, 1971. С. 56,58 ,64). В статье Л. В. Карасева «О символах Достоевского» читаем, что не просто так писатель показывает нам колокольчик медным, а звук, издаваемый им, слышится герою жестяным. В действиях Раскольникова, в его многократном возвращении к колокольчику, звучит настойчивое желание поведать миру о своем преступлении. Вот, как тема маленького дверного колокольчика может перерасти в колокольность, пусть даже запоздало го, но раскаяния. Протоирей Александр Шаргунов в своей про поведи говорил, как маленький нательный крестик привел молодого человека, переживавшего боль шие искушения, в церковь. Дьявол тому человеку внушал, мол, зачем крестик на шее носить? И ког да человек во сне был уже готов снять крестик, Гос подь ему сказал: «Крестик —это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде». Однако и после этого молодой человек в храм крайне редко заходил. Однажды, после командировки, вернувшись усталым, лег спать (дело было на Пасху), но ночью проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схва тился за то место, откуда исходил огонь, то в руке его оказался нательный крестик, который продол жал жечь руку да и все тело охватывало радостным огнем. Взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Вскочил и побежал в ближайшую церковь, с тех пор жизнь его переменилась (Протоирей Алек сандр Шаргунов, 2000). А вот что пишет Надежда Яковлева о примене нии африканского колокольчика. На этнографи ческом фестивале «Диалог культур» местных жи телей поразил ритуальный танец охотников в ис полнении Г. Кугниазондэ из Бенина. Поразило то, что танец сопровождался звуками колокольчика, причем даже не одного, а двух, исходящих «из еди ной ветки» кустарной работы, походивших на наши ботало. Яковлева продолжает: «Анимисти ческие представления трактуют большой коло кольчик как знак мира умершего: его звучание при звано вызывать духов умерших предков. Малый, как бы нависающий над большим и происходящий из него, —знак мира сущего. Удары по нему заставля ют звучать души живых людей. В магическом танце спаренный двойной колокольчик означает единство мира живых и умерших, голоса которых покровительствуют роду и составляют его суть. При этом ручка - основа общего рода, а стержень, которым поочередно ударяют то в один колоколь чик, то в другой, по представлениям бенинцев, сим 425
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz