Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ вый ярко-красный зонтик, увешанный крохотны­ ми колокольчиками, которые словно бы грустно, нескончаемо вызванивали его имя: Хи Синг, Хи Синг, Хи Синг...» (Маккалоу, 1991. С.136). У поэтессы Нины Марграф в стихотворении «Камышин»: «Из­ бушкой кажется сирень, а груша - башней,/ Вся в колокольцах груш, она чуть-чуть звенит...» Архан­ гельский поэт Сергей Пронин слышит «странный стон»: «— Зачем бродяга-колокольчик/ Нас разлу­ чить насильно хочет?/ — Зачем звенит: «Пора! Пора!!,/ Сулит судьбу из серебра?» («По берегам дорог разбитых»), У писателя Федора Гладкова в романе «Цемент»: «Глеб поднял руку, требуя вни­ мания, Даша зазвонила колокольчиком», а тамбовец Анатолий Остроухов задается вопросом, что «Не­ ужели я напрасно / Колокольчиком звоню?» («Жизнь моя, ты одинакова...»). Отмечая в Воронеже праздник Ярила, с ранне­ го утра народ сходился на городской площади и с общего согласия определял, кому из присутству­ ющих быть представителем Ярило. Когда предста­ витель был избран, его «...облекали в пестрое, раз­ ноцветное платье, у бирали цветами и лентами, на­ вешивали на него колокольчики и бубенчики, на го­ лову надевали ему раскрашенный бумажный колпак с петушьими перьями, а в руки давали колотушку, которая исстари принималась за эмблему громо­ вой палицы». [Древнерусская литература: Афана­ сьев А. Н., С. 1023. Древнерусская культура: лите­ ратура и искусство, С. 4340 (ср. Афанасьев:Из кни­ ги «Поэтические воззрения славян на природу», С. 442)]. В индийской поэзии XX века находим упоми­ нания колокольчиков на ногах танцовщиц: «Льют колокольцы с тонких запястий, с нежных лодыжек серебряный звук» (Индийская поэзия XX века, 1990. Т. 1. С. 392) и « Колокольчики волн на ее лодыжках » (Индийская поэзия XX века, 1990. Т. 1. С. 269) или привязанные к лапкам голубя: «Опять твой белый голубь.../ Опять парит он в бирюзовом н еб е /Я слы­ шу, колокольчики на лапках опять звенят» (Индий­ ская поэзия XX века, 1990. Т. 1. С. 406), или двер­ ные: «Едва забудусь - звенит колокольчик дверной» (Индийская поэзия XX века, 1990. Т. 1. С. 340). Упоминает звон колокольчиков и поэт Нико­ лай Ушаков в стихотворении «Романс»:« Колоколь­ чиков звон беспечальных/Пусть звенит/Меж то­ бою и мной,/ Словно сотни колец обручальных,/ Ставших струнами арфы одной». В русских деревнях и селах до сих пор у гармо­ нистов есть тальянки, особые гармошки с неболь­ шими колокольчиками: «С колокольцами гармош­ ки ,/ В расписных платках матрешки! / С каблука на каблучок —/Л и хо пляшут казачок » (Майборо- да, 2003). Известны в народе напевы прибауток, состоя­ щие из одной короткой, но повторяющейся в каж­ дой строке попевки. Одна такая была записана в деревне Жилиха Варнавинского района Нижего­ родской области: «Как у нашего-то В ани / Есть берёзовые сани,/ Три коня вороных,/ Три дуги золо­ тых,/Ещё новая уздечка,/Колокольчик и колечко». Существовало в народе и множество частушек с упоминанием тальянки, например, такие: Кто в тальяночку играет, Тот и песенки поет, Ой, кто сударушку имеет, На вечорочку идет. Я у Коли в коридоре, да, Посчитала лесенок. Ой, я по Колиной тальяночке Попела песенок. Упоминались колокольчики в песнях, предве­ щающих свадьбу: «Из поля, поля кони бегут,/ Ра- зукрашенныё/ На дугах у ни х / Колокольчики», «У церквы, церквы/ Позолочены кони / С колокольчи­ ками». Были и игры с элементами гадания на же­ ниха, когда девушки набирали в подол снег и на­ чинали его сеять, приговаривая: «Сею, сею я сне­ жок,/Гдеже, гдемой женишок,/ Там собачка злой,/ Колокольчик спой» (Игрища и круга в Прикамье, 1999. С. 60). Наибольшим разнообразием отличались на­ стольные колокольчики, которые служили для вы­ зова прислуги или ведения собрания. Чашеобраз­ ное тулово и высокая ручка-стержень были аскети­ чески просты или наоборот богато декорированы. Некоторые настольные колокольчики являлись подлинными произведениями искусства. В англий­ ской народной поэзии есть стихотворение «Три по­ дарка» в переводе С. Я. Маршака, в котором одним из подарков и является настольный колокольчик: — Хрустальный колокольчик Дарю я вам, мой друг. Когда проснетесь ночью, Будите ваших слуг. 424

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz