Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛЬЦЫ, к о л ок ол к и , к о л о к о л ь ч и к и Колокольчика ль гулкие песни, Дымной тучи ль далекие сны... Снова снегом заносит ступени, На стене полоса от луны. Иннокентий Анненский ОЛОКОЛЬЦЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ — одна ИЗ самых красивых страниц в истории рус­ ских колоколов. Колокольчик пред­ ставляет собой открытую внизу ме­ таллическую чашечку с закрепленным внутри язычком и звучит только в под­ вешенном вертикальном положении. В России самых разных колоколь­ чиков существовало великое множе­ ство. Более известные —ходовые «дар Валдая», сибирские, новосибирские, гранные, гладкие, подшейные, гре- чушные, рыбацкие... По назначению их можно разделить на коридорные — «Дрожащейрукою /Я дернула звонок,/ И вдруг передо мною / Отщелкнулся замок» читаем в народной песне кон­ ца XIX - начала XX века, подшейные, рыбацкие, столовые, дужные, которые в свою очередь делятся на граненые (гранные), «дар Валдая», гладкие тол­ стые, валдайские с цветком, обыкно­ венные, сибирские; в зависимости от цвета и покрытия - на посеребрённые, желтые и крашеные. А. Н. Давыдов приводит доказа­ тельства древности подшейных коло­ кольчиков: «Омногом может сказать нам этимология слова „колокол", от­ носящая термин к общеславянским. Лингвисты, выводя происхождение слова, толкуют его как удвоение зву­ коподражательного корня; такое же удвоение наблюдается в ряде сходных по значению слов некоторых языков индоевропейской семьи. Видимо, следует вспомнить традиционное использование колокола при пасть­ бе. Наблюдая звук ботала, привязанного к шее ко­ ровы, лошади или овцы, легко заметить, что при движении животного наиболее часты именно двой­ ные удары, звук которых близок к звукоподража­ нию „кол“, чего не скажешь о звоне больших колоко­ лов. Когда на Руси появились большие колокола, на­ звание им, думаю, было дано по аналогу, уже имев­ шемуся в виде ботала, колоколки» (Колокола, 1985. С. 150). Известны в России и колокольчики - седёлоч­ ные звонки, которые крепились к седёлке лошади. Дата их рождения неизвестна —то ли конец XVIII, то ли начало XIX века. Известно только, что в нача­ ле 30-х годов XIX века московские извозчики уже ездили с седёлочными звонками. Звон этих коло­ кольчиков был негромким, но очень приятным. Чи­ таем в «Горе от ума» у А. Грибоедова: «Звонками только что гремя / И день и ночь по снеговой пус­ тыне,/ Спешу к вам, голову сломя», у А. П. Чехова: «Остальное же, что говорил Артур, вызывало смех и председательские звонки » («Ненужная победа»). Многие писатели, даже несмотря на то, что опи­ сывают в своих произведениях время XVI-XVII ве­ ков, когда поддужных колокольчиков еще не было, вводят их, как часть русскости. Это сделал и Влади­ мир Личутин, описывая времена патриарха Никона, средину XVII века: «Звякнули бубенцы, и поезд тро­ нулся на Москву. Лошади бежали ровной рысью, по­ качивая кибитку, словно зыбку на очепе, протяжно скрипели полозья, заливисто булькали колокольцы » (Личутин,1996. Книга 2. С. 260), у него же: «Зазвене­ ли серебряные колокольцы в срединном хвостовом пере» у кречета (Личутин, 1996. Книга 2. С. 260). 420

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz