Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ и его колокольня восстановлены недавно. Тщани­ ем местных жителей и почитателей С. Есенина отлит специальный набор из восьми колоколов» (Яковлева, 2005. С. 2). Со знакомства с Валентиной Евгеньевной Куз­ нецовой, директором Есенинского музея в Мурман­ ске и ее рассказов о поездках в Константиново, меч­ тала тоже хоть раз побывать на родине поэта. Меч­ та сбылась на Ушаковском ходе-2007. Въехали в чистенькое, усыпанное золотом опавших осенних листьев Константиново. Ровные вымощенные до­ рожки ведут через все село, разделяя его зеленым травяным настилом на две половины, в конце кото­ рого посреди этой зелени стоит земская школа с под­ вешенным над дверью колокольчиком. Здесь учил­ ся знаменитый поэт. Прошу у отца Александра, на­ стоятеля Казанской церкви, благословения позво­ нить на колокольне. Разрешает. Подъём на верх очень крут, но душа ликует... Когда-то на этом месте стояла такая же коло­ кольня, куда не раз поднимался позвонить и Сер­ гей Александрович. В Константинове и сегодня это самое высокое здание. Отбрасываем крыш- Экскурсию в Музее колоколов в городе Валдае ведет Надежда Яковлева ку люка, и в глаза ударяет солнечный свет. Ле­ пота! Простор... Совсем по-есенински «И толь­ ко синь сосет глаза»... Холмы горбятся, точно бредущие друг за другом старики, солнце золо­ тит кусты, опаляя листья кленов и берез в баг­ рянец и лимон, Ока поблескивает синевой, маня пробежаться по берегу босиком... А противопо­ ложная сторона затянута прозрачной туманной дымкой, в которой очертания пасущихся на бе­ регу коней сильно размываются... Октябрь — месяц есенинский, золотая пора листопада. И несколькими часами позже в небольшом парке у дома Лидии Ивановны Кашиной я буду соби­ рать шуршащие листья кленов на память о Кон­ стантинове и Сергее Есенине... Но это будет не­ сколькими часами позже, а сейчас в центре вни­ мания одни колокола! Как здесь было Сережке Есенину, мальчишке с тонкой чувствительной душой, не стать впоследствии великим поэтом России — Сергеем Есениным! И вот он первый звон, точно как у него: «Колокол дремавший/ Раз­ будил поля....» Вдохновленные красотой Константинова, па­ мятью о поэте, мы стараемся не просто бить в ко­ локола, а хоть какую-никакую строить мелодию, и пусть выходит совсем не мелодия, но и не удары всполошные, назову их звонами радости... И удивляешься, как в мире все взаимосвязано. Будучи в 2008 году на колокололитейном предпри­ ятии «ЛИТЭКС», узнаю, что колокола, в которые мы звонили, на Константиновскую звонницу от­ ливали именно там, а поднимал их, крепил и затем производил первый звон директор этого предпри­ ятия Володин Константин Викторович. В небольшой главе невозможно упомнить все стихотворения, в которых у Есенина звучат ко­ локола, колокольчики, бубенцы, но и из этого изобилия, можно сказать утвердительно: да, он поэт благовестный, воспевающий звонкозвон- ную Русь. Ведь еще в стихотворении («Пушки­ ну») Есенин мечтал, чтобы и его «степное пенье сумело бронзой прозвенеть», и оно действитель­ но прозвенело. Знаково и то, что с уходом Есе­ нина перестали на Руси звенеть и последние ко­ локольчики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz