Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ локольню без креста глядит с тоской. «И зовет их с большой колокольни гулкий звон, словно зык чугу­ на» — это уже из стихотворения «Возвращение на родину». В «Пугачеве» колокольня голубая, а в «Метели» —рыдающая. Интересны воспоминания скульптора Сергея Конёнкова о работе над образом Сергея Есенина, читающего стихотворение «Звени, звени, златая Русь»: «С робостью и восторгом приблизились к колокольне Ивана Великого, которая над всей Мос­ квой взметнулась в высоту поднебесную. У подно­ жия ее стоит на земле Царь-колокол, а немного поодаль —Царь-пушка. Вокруг Ивана Великого хо­ дит народ, дивясь чудесам. Мырешили подняться на вершину главной в Рос­ сии колокольни. Посредине подъема - звонница, где висит действующий колокол весом в шесть тысяч пудов. Когда звонят сорок сороков, этот колокол- гигант „держит ведет весьмузыкальный ансамбль. <...> Весной двадцатого года Есенин позировал мне для портрета. Сеансы продолжались с неделю. Я вылепил из глины бюст, сделал несколько каран­ дашных рисунков. Но, несмотря на быстроту, с какой я справился с трудным портретом (надо ска­ зать, работа эта увлекла меня настолько, что я вошел в азарт и не давал себе передышки), мои по­ эты заскучали и в один прекрасный день исчезли, как духи: куда-то уехали, кажется, в Самарканд. Есенинский бюст я переводил в дерево без на­ туры, корректируя сделанный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнадцатого года. Тогда на моей пресненской вы­ ставке перед толпой посетителей Есенин читал стихи. Волосы взъерошены, наморщен лоб, глазарас­ пахнуты. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь... «О верю, верю, счастье есть!» Пока я работал над бюстом, все время держал в памяти образ поэта, читающего стихи рабочим Прохоровской мануфактуры — они тогда пришли экскурсией на выставку. Читая стихи, Есенин вы­ разительно жестикулировал. Светлые волосы его рассыпались. Поправляя их, он поднял руку к голо­ ве и стал удивительно искренним, доверчивым, ми­ лым» (Коненков, 1984). Надежда Яковлева, побывав с выставкой коло­ кольчиков Валдайского музея колоколов, востор­ женно писала: «В первое наше константиновское утро мы проснулись под звон колоколов — и сразу же на улицу, на этот зовущий звук. Прямо напро­ тив есенинского дома —храм, в котором его крес­ тили, храм, который он видел каждый день из сво­ его окна. А за Казанской церковью — крутые бере­ га Оки — поистине неземной какой-то, космиче­ ский, необыкновенно могучий пейзаж. Только уви­ дев эту красоту и силу, сможешь понять Есенина и убедиться в том, что человеку, родившемуся на такой земле, нельзя писать иначе. Главный звук, идущий с улицы в есенинскую избу, — звон церковных колоколов. И как в начале XX века сейчас основным звуком, нарушавшим ти­ шину деревенской улицы, был благовест. Сам храм Концерт колокольных звонов в Ярославле Фото В. Зяблова, 2 00 9 г. 417

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz