Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ локольню без креста глядит с тоской. «И зовет их с большой колокольни гулкий звон, словно зык чугу на» — это уже из стихотворения «Возвращение на родину». В «Пугачеве» колокольня голубая, а в «Метели» —рыдающая. Интересны воспоминания скульптора Сергея Конёнкова о работе над образом Сергея Есенина, читающего стихотворение «Звени, звени, златая Русь»: «С робостью и восторгом приблизились к колокольне Ивана Великого, которая над всей Мос квой взметнулась в высоту поднебесную. У подно жия ее стоит на земле Царь-колокол, а немного поодаль —Царь-пушка. Вокруг Ивана Великого хо дит народ, дивясь чудесам. Мырешили подняться на вершину главной в Рос сии колокольни. Посредине подъема - звонница, где висит действующий колокол весом в шесть тысяч пудов. Когда звонят сорок сороков, этот колокол- гигант „держит ведет весьмузыкальный ансамбль. <...> Весной двадцатого года Есенин позировал мне для портрета. Сеансы продолжались с неделю. Я вылепил из глины бюст, сделал несколько каран дашных рисунков. Но, несмотря на быстроту, с какой я справился с трудным портретом (надо ска зать, работа эта увлекла меня настолько, что я вошел в азарт и не давал себе передышки), мои по эты заскучали и в один прекрасный день исчезли, как духи: куда-то уехали, кажется, в Самарканд. Есенинский бюст я переводил в дерево без на туры, корректируя сделанный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнадцатого года. Тогда на моей пресненской вы ставке перед толпой посетителей Есенин читал стихи. Волосы взъерошены, наморщен лоб, глазарас пахнуты. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь... «О верю, верю, счастье есть!» Пока я работал над бюстом, все время держал в памяти образ поэта, читающего стихи рабочим Прохоровской мануфактуры — они тогда пришли экскурсией на выставку. Читая стихи, Есенин вы разительно жестикулировал. Светлые волосы его рассыпались. Поправляя их, он поднял руку к голо ве и стал удивительно искренним, доверчивым, ми лым» (Коненков, 1984). Надежда Яковлева, побывав с выставкой коло кольчиков Валдайского музея колоколов, востор женно писала: «В первое наше константиновское утро мы проснулись под звон колоколов — и сразу же на улицу, на этот зовущий звук. Прямо напро тив есенинского дома —храм, в котором его крес тили, храм, который он видел каждый день из сво его окна. А за Казанской церковью — крутые бере га Оки — поистине неземной какой-то, космиче ский, необыкновенно могучий пейзаж. Только уви дев эту красоту и силу, сможешь понять Есенина и убедиться в том, что человеку, родившемуся на такой земле, нельзя писать иначе. Главный звук, идущий с улицы в есенинскую избу, — звон церковных колоколов. И как в начале XX века сейчас основным звуком, нарушавшим ти шину деревенской улицы, был благовест. Сам храм Концерт колокольных звонов в Ярославле Фото В. Зяблова, 2 00 9 г. 417
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz