Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Поэт признавал, что стал писать стихи, подра­ жая частушкам: «К стихам расположили песни, ко­ торые я слышал кругом себя» и «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские час­ тушки» (Вельская, 1990. С. 9). Скорее всего, музыкальность стихов Есенина и заключается в том, что он, выросший на Рязан­ щине, с молоком матери впитал в себя народную, песенную фольклорность Руси, ее частушечность. И если абстрагироваться от содержания стихов поэта, то вполне можно представить, как на выше­ сказанное лихой есенинский удалец тут же пропо­ ет ответ: Слышишь —мчатся сани, Слышишь —сани мчатся. Хорошо с любимой в поле затеряться. Ветерок веселый робок и застенчив, По равнине голой катится бубенчик. «Слышишь —мчатся сани» Пять строк, но они уже вполне закончены для частушечного ответа. То же прочитывается и в сти­ хотворении «Ямщик»: Звоны резки, звоны гулки, Бубенцам в шлее не счет. А как гаркну на прогулке, Выбегает весь народ. Народность стихов Есенина тем и определяет­ ся, что рождена не надуманными образами, а взя­ тыми из жизни. В них все очень по-русски и даже смех сквозь слезы: На лазоревые ткани Пролил пальцы багрянец. В темной роще, по поляне, Плачет смехом бубенец. «На лазоревые ткани» или И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец. За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. «Закружилась листва золотая» и еще в одном из «Небесного барабанщика»: Разметем все тучи, Все дороги взмесим. Бубенцом мы землю К радуге привесим. А вот в стихотворении «Цветы» поэт обраща­ ется уже не к веселому бубенчику и не к поддуж­ ному колокольчику, а к колокольчику —цветку: Ах, колокольчик! Твой ли пыл Мне в душу песней заглянул... Не что-нибудь, а именно колокольчик загля­ нул в душу поэта песней, осветил ее своим мело­ дичным звоном, который у поэта то «говорливый» («Не вернусь я в отчий дом»), то он «хохочет до слез » («Эх вы, сани! А кони, кони!»), то « плачет » («Сказка о пастушонке Пете...») и « среброзвон- ный » («Колокольчик среброзвонный»), о котором С. М. Прохоров в статье «О чем звенит колоколь­ чик среброзвонный?» пишет, что «При этом ко­ локол в ранних стихах — часть утреннего пейза­ жа. Наоборот, серебро связывается с отсветами ночной луны: „серебрится ручей“... Однако между стихотворениями „Край любимый “и „Колоколь- На колокольне храма Казанской иконы Вожией Матери на Горушке Фото Н. Большаковой 415

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz