Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Колокольные звоны у других композиторов Интересны воспоминания Александра Федоро­ вича Гедике, который пишет, что первые годы жиз­ ни родители его летом жили на даче в Останкино или в Богородском. Так вот, в Останкине няня во­ дила его к церкви специально послушать звон, ко­ торый мальчик очень любил. Однако, подходя к церкви, он затыкал уши, боясь неожиданных силь­ ных ударов колокола, а когда звон начинался, бо­ яться переставал и с наслаждением вслушивался в любимые им звуки. Гедике вспоминает, что и сам звонил и по боль­ шей части в большой колокол, а в маленький трез­ вонил его брат Паша. А по субботам звонить в ко­ локола ходил со своим другом Алексеем Соколо­ вым в церковь Адриана и Наталии в Мещанской слободе ко всенощной, после этих трезвонов он чувствовал себя разбитым и долго не мог уснуть, скорее всего от очень сильного сотрясения возду­ ха. Писал, что тот, кто не бывал на колокольне во время звона, тот не может себе представить, какой это страшный гул! (Гедике А. Ф. 1960). Итак, из вышеизложенного видим, какое боль­ шое значение имел и имеет колокольный звон в жизни православного человека, человека творче­ ского и тем более композитора. Звон —не простая иллюстрация в произведе­ ниях композиторов. Это —сама жизнь. И как очень точно сказал академик Б. В. Асафьев: звон —это колорит музыкальной атмосферы, той самой ат­ мосферы, которая с детства окружала русского че­ ловека, воспитывала его музыкальный вкус, музы­ кальное чувство. Причем русские композиторы оставили нам в наследство огромную разновид­ ность музыкально оформленных колокольных зво­ нов от набата в сценах пожара, всполошного, со­ зывавшего опричников, тревожно-призывного, мрачно-скорбного и погребального, как в сцене смерти Бориса в опере Мусоргского «Борис Году­ нов», до большого звона, сопровождавшего въезд Ивана Грозного в «Псковитянке», торжественно­ го, праздничного и светлого. А Станислав Куняев приводит письмо Г. Сви­ ридова, который в послесловии пишет ему: «В му­ зыке у нас появилось прекрасное произведение: „Перезвоны" Валерия Гаврилина. Грандиозная штука для хора, идет целый вечер» (Куняев, 2001. Книга 2. С. 259). Наиболее ярко композитор ис­ пользует тему колокольного звона в номерах «Ве­ черняя музыка», «Молитва», «Воскресенье», «Мат­ ка-река». А. С. Ярешко восхищен Первым фортепианным концертом Чайковского: «...потрясающего в своей размашистой силе, жизнеутверждающего коло­ кольного вступления » (Ярешко, 1992. С. 81). У Чай­ ковского колокольные звоны мы находим и в увер­ Музей колоколов в Валдае Звонят Ирина Поливцева (справа) и Ирина Дубовская, 2 0 0 6 г. Фото В.Зяблова 4 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz