Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Колокольные звоны у других композиторов Интересны воспоминания Александра Федоро вича Гедике, который пишет, что первые годы жиз ни родители его летом жили на даче в Останкино или в Богородском. Так вот, в Останкине няня во дила его к церкви специально послушать звон, ко торый мальчик очень любил. Однако, подходя к церкви, он затыкал уши, боясь неожиданных силь ных ударов колокола, а когда звон начинался, бо яться переставал и с наслаждением вслушивался в любимые им звуки. Гедике вспоминает, что и сам звонил и по боль шей части в большой колокол, а в маленький трез вонил его брат Паша. А по субботам звонить в ко локола ходил со своим другом Алексеем Соколо вым в церковь Адриана и Наталии в Мещанской слободе ко всенощной, после этих трезвонов он чувствовал себя разбитым и долго не мог уснуть, скорее всего от очень сильного сотрясения возду ха. Писал, что тот, кто не бывал на колокольне во время звона, тот не может себе представить, какой это страшный гул! (Гедике А. Ф. 1960). Итак, из вышеизложенного видим, какое боль шое значение имел и имеет колокольный звон в жизни православного человека, человека творче ского и тем более композитора. Звон —не простая иллюстрация в произведе ниях композиторов. Это —сама жизнь. И как очень точно сказал академик Б. В. Асафьев: звон —это колорит музыкальной атмосферы, той самой ат мосферы, которая с детства окружала русского че ловека, воспитывала его музыкальный вкус, музы кальное чувство. Причем русские композиторы оставили нам в наследство огромную разновид ность музыкально оформленных колокольных зво нов от набата в сценах пожара, всполошного, со зывавшего опричников, тревожно-призывного, мрачно-скорбного и погребального, как в сцене смерти Бориса в опере Мусоргского «Борис Году нов», до большого звона, сопровождавшего въезд Ивана Грозного в «Псковитянке», торжественно го, праздничного и светлого. А Станислав Куняев приводит письмо Г. Сви ридова, который в послесловии пишет ему: «В му зыке у нас появилось прекрасное произведение: „Перезвоны" Валерия Гаврилина. Грандиозная штука для хора, идет целый вечер» (Куняев, 2001. Книга 2. С. 259). Наиболее ярко композитор ис пользует тему колокольного звона в номерах «Ве черняя музыка», «Молитва», «Воскресенье», «Мат ка-река». А. С. Ярешко восхищен Первым фортепианным концертом Чайковского: «...потрясающего в своей размашистой силе, жизнеутверждающего коло кольного вступления » (Ярешко, 1992. С. 81). У Чай ковского колокольные звоны мы находим и в увер Музей колоколов в Валдае Звонят Ирина Поливцева (справа) и Ирина Дубовская, 2 0 0 6 г. Фото В.Зяблова 4 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz