Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Академик Б. В. Астафьев вспоминает, что «В Петербурге, после исполнения „Колоколов“, с Серге ем Васильевичем выходил кланяться и поэт Баль монт. Вот была забавная пара: высокий, с коротко остриженными волосами Сергей Васильевич и ма ленький Бальмонт с рыжими кудрями до плеч. Ну, конечно, он заслуживает успеха, его перевод „Коло колов"Эдгара По действительно был замечателен». И далее продолжает: «УРахманинова колоколь- ность вплетена в ткань музыки, становится в са мых различных окрасках, толчках, ритмоузорах, ритмогармониях уже не только имп рессионистским выразительным средством, а рас крытием психологических состояний встревожен ного человечества. К своей поэме „Колокола", со зданной в канун первой империалистической вой ны, Рахманинов подошел вполне последовательно из всего своего круга настороженных зовов и предчув ствий тревог родины (Астафьев, 1974. С. 404). Позже, через два года после набата, прозвучав шего нервным вихрем в «Колоколах» (1913), Рах манинов мудро утвердит себя в хоровом эпосе «Всенощного бдения» (1915). Поэма выросла орга нически и была глубоко душевно правдивым отражением симфонических звукоидей, давно на копляемых сознанием великого русского музыкан та. «Колокола» звучат как произведение, выросшее из тревожных национальных психологических со стояний. «Всенощная» же умиротворила душев ный строй композитора как ответ, возникший из крепких корней народного эпоса о мире всего мира, то, о чем Римский-Корсаков так проникновенно и тепло сумел поведать в эпическом «Сказании о граде Китеже» (Астафьев, 1974. С. 405). Любопытна также привязанность Рахманинова к интонациям, невольно ассоциирующимся со зво нами. Их движение —постепенное раскачивание и, наконец, звонкий, ясный перебор. В колокольных переливах, переборах и в звонких отзвуках, может быть, ямщицких бубенцов и колокольчиков, вооб ще в лирике «колокольности», в развитии по возду ху «волн звона», композитора привлекала красота мерного развертывания, расцветания, наконец, раз бега музыкальной интонации. Звуковыми наплывами, набеганием волны за волной чаще всего и наполняется симфоническое развитие рахманиновской музыки —то колыхание за колыханием, почти шелест, то всплеск за всплес ком, то раскачивание за раскачиванием, то чере дование мощных «полнозвучий» (Астафьев, 1974. С. 409). И в советский период нашей Родины, после свержения колоколов и закрытия церквей, компо зиторы все так же продолжают обращаться к их звучанию в своих произведениях. Дмитрий Борисович Кабалевский К творчеству французского прозаика Ромена Роллана и его роману «Кола Брюньон» обращает ся Дмитрий Борисович Кабалевский и пишет опе ру того же названия. Главный герой Кола Брюньон, человек из на рода с неистребимым жизнелюбием и юмором. И, когда в первом действии оперы между Кола и ла кеем возникает ссора, переходящая в драку, на по мощь Брюньону бросается давно влюбленная в него Жакелина, которая начинает палкой колотить лакея, а затем виснет на шее у Кола. Вдруг из замка доносится звук колокола. За пыхавшийся кюре сообщает, что приехал герцог с гостями и солдатами. Горожане встревожены: они знают, что от своего феодала и его челяди не мо гут ожидать ничего хорошего (Оперные либретто, 1978. Том 1. С. 177). Если же мы обратимся к роману, то увидим, что Кола Брюньон постоянно с чем-то сравнивает колокола и колокольный звон: с «колокольным го лосом» кюре, возмущенно окликающего Кола или «...я высовываю в окно свою голову, которая весила больше, чем Генриетта, наш большой колокол. Она поникала то вправо, то влево...», или Мартина, тас кающая Кола за бороду «как колокол, вправо, вле во, вверх, вниз...», или сравнивает людей, оказав шихся «в соборе, как нарынке» и их разговоры «шу- шу-шу, пошли щебетать, кумушки мои, кумушки, на губах у всех трескотня и смех, со всех сторон гудит трезвон! А большой колокол - это я», или озирает «барышню, подвешенную в своих широких фижмах (точь-в-точь колокольный язык)». Во всем Кола слышится колокольный звон, и «Сидя под навесом большого камина в рождествен скую ночь... я слышу, как налетают колокола и в ровном воздухе, машут, машут, звоня к полуноч ной обедне». 406
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz