Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Каждая строка имитирует резкий удар колоко­ ла, медная набатность которого проникает в душу человека тревожным ощущением чего-то страшно­ го: «...земля пылает в огне, сокрушительное пламя пожирает все живое. Как будто издалека, а затем все ближе разливаются в ночном воздухе тревож­ ные удары набата, сопровождаемые зловещим гу­ лом. Ужас охватывает испуганныхлюдей: слышат­ ся крики отчаяния, мольба о помощи. В среднем разделе продолжается напряженное нарастание, нагнетание беспокойных, судорожных ритмов. И снова разгул стихии. В эпизоде „А меж тем огонь безумный» композитор создает образ изменчивого, все поглощающего пламени —торжество злой силы. Стенания, вопли заглушаются учащающимися уда­ рами набата „дикими, несогласными Нарастает лихорадочное напряжете, ускоряется темп, тема медного звона набирает силу; звуки „бьются, вьют­ ся и кричат, кричат, кричат “, озаренные зловещим отблеском пожара. Нет выхода, нет никому спа­ сения» (Соколова, 1984). И вот она, последняя часть стихотворения и произведения Рахманинова, рисующая погребаль­ ный звон колоколов: «...резкий контраст предыду­ щему. Жизнь окончена. Нет больше иллюзий, меч­ таний, порывов. Протяжно, монотонно гудит по­ гребальный колокол. Сквозь его скрежещущие же­ лезные удары на фонемерного покачивания просту­ пает мелодия английского рожка —надгробная пес­ ня, в которой слышатся покорность и смирение » (Соколова, 1984). По мнению Соколовой здесь му­ зыка Рахманинова отражает чувство страха чело­ века перед таинственным и невеДанным уходом его в вечность. А напев волшебного сна, прорываю­ щийся из первой части, предстает уже в искажен­ ном, гротескном виде. 4. Похоронный слышен звон, Долгий звон! Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон, — Звук железный возвещает о печали похорон! И невольно мы дрожим, От забав своих спешим И рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим. Неизменно-монотонный Этот возглас отдаленный, Похоронный тяжкий звон, Точно стон — Скорбный, гневный И плачевный — Вырастает в долгий гул, Возвещает, что страдалец непробудным сном уснул. В колокольных кельях ржавых Он для правых и неправых Грозно вторит об одном: Что на сердце будет камень, что глаза сомкнутся сном. Факел траурный горит, С колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит, Кто-то черный там стоит, И хохочет, и гремит, И гудит, гудит, гудит, К колокольне припадает, — Гулкий колокол качает, — Гулкий колокол рыдает, Стонет в воздухе немом И протяжно возвещает о покое гробовом. Рахманинов. «Колокола» Художник Л идия Ключникова 404

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz