Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Каждая строка имитирует резкий удар колоко ла, медная набатность которого проникает в душу человека тревожным ощущением чего-то страшно го: «...земля пылает в огне, сокрушительное пламя пожирает все живое. Как будто издалека, а затем все ближе разливаются в ночном воздухе тревож ные удары набата, сопровождаемые зловещим гу лом. Ужас охватывает испуганныхлюдей: слышат ся крики отчаяния, мольба о помощи. В среднем разделе продолжается напряженное нарастание, нагнетание беспокойных, судорожных ритмов. И снова разгул стихии. В эпизоде „А меж тем огонь безумный» композитор создает образ изменчивого, все поглощающего пламени —торжество злой силы. Стенания, вопли заглушаются учащающимися уда рами набата „дикими, несогласными Нарастает лихорадочное напряжете, ускоряется темп, тема медного звона набирает силу; звуки „бьются, вьют ся и кричат, кричат, кричат “, озаренные зловещим отблеском пожара. Нет выхода, нет никому спа сения» (Соколова, 1984). И вот она, последняя часть стихотворения и произведения Рахманинова, рисующая погребаль ный звон колоколов: «...резкий контраст предыду щему. Жизнь окончена. Нет больше иллюзий, меч таний, порывов. Протяжно, монотонно гудит по гребальный колокол. Сквозь его скрежещущие же лезные удары на фонемерного покачивания просту пает мелодия английского рожка —надгробная пес ня, в которой слышатся покорность и смирение » (Соколова, 1984). По мнению Соколовой здесь му зыка Рахманинова отражает чувство страха чело века перед таинственным и невеДанным уходом его в вечность. А напев волшебного сна, прорываю щийся из первой части, предстает уже в искажен ном, гротескном виде. 4. Похоронный слышен звон, Долгий звон! Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон, — Звук железный возвещает о печали похорон! И невольно мы дрожим, От забав своих спешим И рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим. Неизменно-монотонный Этот возглас отдаленный, Похоронный тяжкий звон, Точно стон — Скорбный, гневный И плачевный — Вырастает в долгий гул, Возвещает, что страдалец непробудным сном уснул. В колокольных кельях ржавых Он для правых и неправых Грозно вторит об одном: Что на сердце будет камень, что глаза сомкнутся сном. Факел траурный горит, С колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит, Кто-то черный там стоит, И хохочет, и гремит, И гудит, гудит, гудит, К колокольне припадает, — Гулкий колокол качает, — Гулкий колокол рыдает, Стонет в воздухе немом И протяжно возвещает о покое гробовом. Рахманинов. «Колокола» Художник Л идия Ключникова 404
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz