Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ го с колокольным звоном и ночными звездами?» И тут же дает ответ: «Ему видятся „чьи-то очи“, зву ки колокола кажутся „светлыми брызгами летя щими „из призывных дивных келий“. Да и сами ко локола, их звон воспринимаются как золотые» (Со ловей, 2005. С. 14). 2 . Слышишь, к свадьбе звон святой, Золотой! Сколько нежного блаженства в этой песне молодой! Сквозь спокойный воздух ночи Словно смотрят чьи-то очи И блестят, Из волны певучих звуков на луну они глядят, Из призывных дивных келий, Полны сказочных веселий, Нарастая, упадая, брызги светлые летят, Вновь потухнут, вновь блестят И роняют светлый взгляд На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов, Возвещаемых согласьем золотых колоколов. О. И. Соколова считает, что именно эта часть стихотворения Эдгара По послужила в музыке Рахманинова для еще большего раскрытия душев ного мира человека в самый радостный и волную щий момент его жизни. «Главный образ картины вырастает из небольшой суровой попевки, как бы воспроизводящей колокольный звон на пианиссимо и в замедленном движении. Постепенно мелодия запева растворяется в оркестровой ткани, звуча щей то грозно и сурово, то мягко и нежно, то жа лобно и тревожно. Начало картины, торжествен ное и величавое, сменяется сладостным и мучи тельным образом томления. Хор вступает со сло вами: „Слышишь к свадьбе зов святой, золотой Этот возглас как своеобразный рефрен неодно кратно всплывает в последующем развитии и зву чит или затаенно, в духе русских причетов, или мощно и властно. В среднем разделе на первом пла не образ любви —трепетная мелодия полна нежно сти. Это лирический центр поэмы» (Соколова, 1984). Однако жизнь не бывает долго безмятежной, наступают в ней и «черные дни» —дни тревог, пе реживаний и даже бед. И здесь поэт вновь, по сло вам Татьяны Григорьевны Соловей, прибегает к звукописи, где повторяет звонкие согласные: б, в, г, д, з, р и весь набор гласных: 3. Слышишь: воющий набат, Словно стонет медный ад! Эти звуки в дикой муке сказку ужасов твердят, Точно молят им помочь, Крик кидают прямо в ночь, Прямо в уши темной ночи Каждый звук, То длиннее, то короче, Выкликает свой испуг, — И испуг их так велик, Так безумен каждый крик, Что разорванные звоны, неспособные звучать, Могут только биться, виться и кричать, кричать, кричать! Только плакать о пощаде И к пылающей громаде Вопли скорби обращать! А меж тем огонь безумный, И глухой и многошумный, Все горит. То из окон, то по крыше Мчится выше, выше, выше И как будто говорит: Я хочу Выше мчаться, разгораться — встречу лунному лучу, — Иль умру, иль тотчас-тотчас вплоть до месяца взлечу! О, набат, набат, набат, Если б ты вернул назад Этот ужас, это пламя, эту искру, этот взгляд, Этот первый взгляд огня, О котором ты вещаешь с плачем, с воплем и звеня! А теперь нам нет спасенья, Всюду пламя и кипенье, Всюду страх и возмущенье! Твой призыв, Диких звуков несогласность Возвещает нам опасность, — То растет беда глухая, то спадает, как прилив! Слух наш чутко ловит волны в перемене звуковой, Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz