Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ся веселые наигрыши, плясовые ритмы, хоровые эпизоды и, конечно же, колокольные звоны. В этю­ де ми-бемоль мажор (№ 7) —образ горячо люби­ мой и такой далекой Родины и русского народа. Разудалая песня сливается с колокольным пере­ звоном, образуя ослепительную кульминацию. И, наконец, рахманиновские «Колокола» по стихо­ творению американского писателя Эдгара По в пе­ реводе Константина Бальмонта «Колокола и коло­ кольчики». Остановимся подробнее на этом про­ изведении сразу трех авторов, в котором музыкой колоколов и колокольчиков обозначена вся чело­ веческая жизнь с ее радостями и тревогами, взле­ тами и падениями, рождением и смертью. 1. Слышишь, сани мчатся в ряд, Мчатся в рядI Колокольчики звенят, Серебристым легким звоном слух наш сладостно томят, Этим пеньем и гуденьем о забвенье говорят. О, как звонко, звонко, звонко, Точно звучный смех ребенка, В ясном воздухе ночном Говорят они о том, Что за днями заблужденья Наступает возрожденье, Что волшебно наслажденье — наслажденье нежным сном. Сани мчатся, мчатся в ряд, Колокольчики звенят, Звезды слушают, как сани, убегая, говорят, И, внимая им, горят, И мечтая, и блистая, в небе духами парят; И изменчивым сияньем, Молчаливым обаяньем Вместе с звоном, вместе с пеньем о забвенье говорят. Читая первую часть стихотворения, мы ощу­ щаем, как наша душа наполняется радостью, весе­ лым звоном колокольчиков, потому что детство — это пора безмятежности, любви близких, игр, дет­ ского смеха. И, как пишет учитель-методист Тать­ яна Григорьевна Соловей: « Автор мастерски пользуется приемом звукописи (аллитерации): по­ вторяющиеся звуки а, в, з, н, о, р, у создают эффект перезвона веселых бубенцов. „Серебристый легкий звон“определяет настроение этой части стихот­ ворения» (Соловей, 2005. С. 13). Колокола. Памяти Сергея Рахманинова Художник Аркадий Кленов А теперь посмотрим, как об этой же первой ча­ сти, только уже в другом произведении С. В. Рах­ манинова «Колокола», говорится в книге О. И. Со­ коловой, сделавшей подробнейший анализ это­ го произведения композитора: «„Колокола"—про­ изведение живописное и красочное. Образ безмя­ тежной юности, полной радостных надежд и меч­ таний, устремленной вперед, подобно неудержимо несущейся тройке, воплощает музыка первой час­ ти. Зимний морозный вечер, ярко сияют звезды, и по заснеженной, залитой лунным светом равнине мчатся сани —серебристым звоном заливаются колокольчики. Оркестровое вступление создает радостно-приподнятое настроение, атмосферу зимней свежести и бодрости, прозрачности возду­ ха ». (Соколова, 1984). На самом деле, чтобы показать эту безмятеж­ ность в музыке, композитор использует здесь такие музыкальные инструменты, как флейты и гобои, челесты и арфы, звонкоголосые колокольчики. Вторая часть стихотворения —это грезы юно­ сти, мечты, надежды, любовь. И звон колоколов в ней уже не серебряный, а золотой, более напевный, мелодичный, располагающий на лирическое состо­ яние души. Т. Г. Соловей в своем разборе задает вопрос: «Какие образы связываются у влюбленно­ 402

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz