Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Стены Путивля Эскиз декорации к опере «Князь Игорь», 1961 г. Художник И. Глазунов вается у нее печальная песня мимо идущих посе­ лян. Вдруг вдали она видит двух всадников, в од­ ном из которых узнает Игоря. Наконец-то счас­ тье возвращается к ней. Гудошники Скула и Брошка, еще не видя сча­ стливых Игоря с Ярославной, начинают о нем петь насмешливую песню, но когда замечают их, чтобы избежать наказания, бросаются к звонни­ це, ударяют в колокола и первыми объявляют сбе­ гающемуся народу о возвращении князя Игоря, за что получают прощение и награду. Народ, ра­ дуясь и ликуя, приветствует и славит доблестно­ го князя. Впервые опера «Князь Игорь» была постав­ лена 4 ноября 1890 года в Петербурге на сцене Ма­ риинского театра. В поэзии, помимо упомянутого уже стихот­ ворения Николая Рыленкова «Слове о полку Иго- реве», есть обращение другого поэта Евгения Де­ нисова к этой теме —«Ярославна», в котором мы также слышим и плач Ярославны с ее мольбой за мужа князя Игоря, и звоны колоколов: Твой князь в пути. Но путь бесславен, на сотни верст ковыль и грусть... и, если всадник опечален, — колоколами ропщет Русь. О, этот звон! О, этот рокот! Когда гудят колокола, Бодрее одинокий топот, Промахивается стрела. И звон призывный ближе, ближе, И всадник шепчет: «Доскачи!» И, задыхаясь, голос слышит Из отуманенной ночи. Звучит колокольный звон у А. П. Бородина и в фортепианной сюите № 1, и в пьесе «В монасты­ ре» из «Маленькой сюиты», в которой он приме­ няет имитацию похоронного звона. Слушая пьесу, перед тобой встают образы величавой древней ста­ рины. Именно эту музыку Бородин в Веймаре по­ казывал престарелому Листу, которая привела того в полное восхищение. С. В. Рахманинов и «Колокола» Пожалуй, послереволюционным русским ком­ позиторам, в чьей музыке, также как в музыке Рим­ ского-Корсакова, практически везде звучат коло­ кола, является Сергей Васильевич Рахманинов. Звон бубенцов раздается в его в пьесе фа минор — как символ дороги. В прелюдии ми мажор, пред­ восхищая знаменитую «Ярмарку», также слышат­ 401

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz