Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Малый Китеж Эскиз декорации к опере Н. А. Римского- Корсакого «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1983 г. Художник неизвестен ре над пустым берегом. Торжественно и громко гудят праздничные колокола. От крика Кутерьмы просыпаются татары и видят: под пустым берегом отражен Китеж-град, в котором так ясно звонят колокола (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 421). С завершением судьбы Кутерьмы из музыки «Китежа» исчезают драматическая напряжен­ ность, столкновения, конфликты. Она вся напол­ няется красотой сказки, легенды, мечты. В необыч­ ных созвучиях воплощаются ее образы. Серебром звенят колокольчики и арфа: все дальше от Фев­ ронии уходит пережитое... Далее рассеиваются облака, и открывается чу­ десно преображенный Китеж с высокими коло­ кольнями, затейливыми теремами. Среди празд­ ничного звона народ приветливо встречает Фев- ронию и княжича. Феврония не надивится на свет­ лое царство, куда привел ее жених. В пении виолончелей и скрипок устремляется ввысь тема спасенного Китежа. Нежно поют флейты, скрип­ ки и колокольчики тему чудесных цветов, которые народ бросает под ноги Февронии и княжичу; под звуки гуслей и «райской свирели» хор продолжа­ ет свадебную песню, прерванную набегом татар. Светлы запевающие ее женские голоса, светлы переливы струн у гуслей. На припеве вступает хор, его мелодия звучит в оркестре; переливается у флейт и кларнетов мелодия колокольного звона... С крыльца княжеских хором торжественно привет­ ствует невесту князь Юрий. Так замыкается в «Китеже» круг музыкальных образов-тем (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 428). Пусть узнают и оповестят на Руси всех, что Китеж не пал, но стал невидим, что спо­ лохи на небе —молитвы людей в Китеже; что звон, слышный под землей, если приникнешь ухом, — звон китежских колоколов. «Не заунывным звоном колоколов китежских, о котором гласит легенда у раскольников, не уны ­ нием постов и покаянных молений завершается опера: славой свету и радости, сбывшейся в сказ­ ке мечте о справедливой жизни — такой, какой она представлялась воображению народа во вре­ мена средних веков, в смешении реального, язы ­ ческого и христианского; такой, какой разгадал ее художник и, очистив от множества наслоений, воплотив в образы высокого искусства, вернул народу » (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 324). 3 9 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz