Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Римский-Корсаков вновь показывает себя не­ превзойденным мастером» (Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, 1987. С. 79 - 82). Обратимся к разбору оперы Л. Кершнером, который писал, что Римский-Корсаков работал над ней в период, когда в правящих сферах господство­ вали моральное разложение, гнусность, вызываю­ щая возмущение всех честных людей, когда воз­ водилась в доблесть провокация и когда в период русско-японской войны во всей своей обна­ женности и цинизме царское правительство пре­ давало интересы страны. В эту самую эпоху и по­ явилось произведение, главной темой которого за­ звучала тема моральной высоты и нравственной силы народа, а вместе с этим и грозного осужде­ ния предательства как тягчайшего преступления. А так как опера «Китеж» является оперой-сказа­ нием, то несет в себе еще и героико-патриотиче- скую тему. Основа сказания о Китеже —в горячем, безза­ ветном патриотизме, страстной вере в справедли­ вость, в непобедимость народа и великие силы род­ ной земли. Но не только этой верой была порожде­ на легенда о чуде спасения Китежа: ней отразился и исторический опыт народа. Передаваясь из уст в уста, сохранялась память о былом, о том, как в час нежданных набегов не раз укрывала родная земля своих детей: прятали их дремучие леса, высокие хол­ мы и пещеры, куда враг не зайдет, а зайдет - не вый­ дет (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 366). Начало оперы радостно-лирическое: кларнеты и флейты издают мелодии райских птиц; сначала далекий колокольный звон приближается, стано­ вится все громче, ближе и, наконец, полновластно царит в оркестре. Музыка, точно дорисовывает мечту Февронии, навеянную праздничными цер­ ковными обрядами и древней церковной живопи­ сью: «А с небес святых звон малиновый,/Из-за об­ лаков несказанный свет » (Оперы Н. А. Римского- Корсакова, 1976. С. 382). Издали доносится звон бубенчиков и наигрыш на домрах, возвещающий о приближении свадеб­ ного поезда, и вот уже явственно слышно, как праз­ днично вызванивают бубенцы свою веселую мело­ дию, похожую на запев колядной песни. Неожиданно на город обрушивается беда. Орды татар захватывают Малый Китеж. Начина­ ется расправа над жителями, Февронию забирают в плен. Татары собираются идти на Великий Ки­ теж, но народ отказывается указать дорогу. Толь­ ко беспутный Гришка Кутерьма, побоявшись мук, соглашается вести врагов на родной город. Татары уходят, уводя с собой Февронию. Она молит Бога сотворить чудо и сделать город невидимым. В третьем действии в Великом Китеже в пол­ ночь народ от мала до велика с оружием в руках собрался пред Успенским собором. Они уже зна­ ют и о падении Малого Китежа, и взятии в плен Февронии, и о том, что татарские орды движутся на Китеж Великий. Княжич Всеволод собирает дружину и уходит на смертный бой с татарами. Между тем сами собой начинают гудеть церковные колокола. Светлый с золотистым блеском туман заволакивает город. О чуде спасения Китежа празднично и громко возвещают колокола: смерть то или новое рожде­ нье? Звонят-гудят колокола, большие и малые, тру­ бят трубы тему Великого Китежа. Над городом спускается облачный занавес. Музыка постепенно замирает. Еще чуть слышна в басах тема спасения Китежа, но она не приносит покоя: в неясный тре­ вожный гул переходит ее последний тон, возвещая приближение грозной битвы дружины китежских воинов с лютым врагом. Так начинается «Сеча при Кержеице» (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 412-413). Густой туман стоит на берегу, где должен быть Китеж. Сюда Кутерьма приводит татар, которые не видят города, и думают, что их обманули. Не ви­ дит Китежа и Кутерьма, но знает —здесь он, близ­ ко, слышит звон китежских колоколов, который точно преследует его, и гудит, гудит доводя до бе­ шенства и отчаяния. Гришку страшит неминуемая смерть. Он молит Февронию развязать его (Опе­ ры Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 416-418). Ножом, вынутым у спящего Бурундая, Феврония перерезает веревки. Вне себя от радости, что выр­ вался на свободу, Кутерьма хочет бежать - и не может двинуться с места: тихий, измененный, как в бреду, раздается колокольный звон и сковывает его. Он оказывается точно в сетях этого звона, ко­ торый страшит (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 420). И все же Кутерьма добегает до озера и останавливается как вкопанный. Первые лучи зари освещают отражение стольного города в озе­ 397

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz