Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Римский-Корсаков вновь показывает себя не превзойденным мастером» (Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, 1987. С. 79 - 82). Обратимся к разбору оперы Л. Кершнером, который писал, что Римский-Корсаков работал над ней в период, когда в правящих сферах господство вали моральное разложение, гнусность, вызываю щая возмущение всех честных людей, когда воз водилась в доблесть провокация и когда в период русско-японской войны во всей своей обна женности и цинизме царское правительство пре давало интересы страны. В эту самую эпоху и по явилось произведение, главной темой которого за звучала тема моральной высоты и нравственной силы народа, а вместе с этим и грозного осужде ния предательства как тягчайшего преступления. А так как опера «Китеж» является оперой-сказа нием, то несет в себе еще и героико-патриотиче- скую тему. Основа сказания о Китеже —в горячем, безза ветном патриотизме, страстной вере в справедли вость, в непобедимость народа и великие силы род ной земли. Но не только этой верой была порожде на легенда о чуде спасения Китежа: ней отразился и исторический опыт народа. Передаваясь из уст в уста, сохранялась память о былом, о том, как в час нежданных набегов не раз укрывала родная земля своих детей: прятали их дремучие леса, высокие хол мы и пещеры, куда враг не зайдет, а зайдет - не вый дет (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 366). Начало оперы радостно-лирическое: кларнеты и флейты издают мелодии райских птиц; сначала далекий колокольный звон приближается, стано вится все громче, ближе и, наконец, полновластно царит в оркестре. Музыка, точно дорисовывает мечту Февронии, навеянную праздничными цер ковными обрядами и древней церковной живопи сью: «А с небес святых звон малиновый,/Из-за об лаков несказанный свет » (Оперы Н. А. Римского- Корсакова, 1976. С. 382). Издали доносится звон бубенчиков и наигрыш на домрах, возвещающий о приближении свадеб ного поезда, и вот уже явственно слышно, как праз днично вызванивают бубенцы свою веселую мело дию, похожую на запев колядной песни. Неожиданно на город обрушивается беда. Орды татар захватывают Малый Китеж. Начина ется расправа над жителями, Февронию забирают в плен. Татары собираются идти на Великий Ки теж, но народ отказывается указать дорогу. Толь ко беспутный Гришка Кутерьма, побоявшись мук, соглашается вести врагов на родной город. Татары уходят, уводя с собой Февронию. Она молит Бога сотворить чудо и сделать город невидимым. В третьем действии в Великом Китеже в пол ночь народ от мала до велика с оружием в руках собрался пред Успенским собором. Они уже зна ют и о падении Малого Китежа, и взятии в плен Февронии, и о том, что татарские орды движутся на Китеж Великий. Княжич Всеволод собирает дружину и уходит на смертный бой с татарами. Между тем сами собой начинают гудеть церковные колокола. Светлый с золотистым блеском туман заволакивает город. О чуде спасения Китежа празднично и громко возвещают колокола: смерть то или новое рожде нье? Звонят-гудят колокола, большие и малые, тру бят трубы тему Великого Китежа. Над городом спускается облачный занавес. Музыка постепенно замирает. Еще чуть слышна в басах тема спасения Китежа, но она не приносит покоя: в неясный тре вожный гул переходит ее последний тон, возвещая приближение грозной битвы дружины китежских воинов с лютым врагом. Так начинается «Сеча при Кержеице» (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 412-413). Густой туман стоит на берегу, где должен быть Китеж. Сюда Кутерьма приводит татар, которые не видят города, и думают, что их обманули. Не ви дит Китежа и Кутерьма, но знает —здесь он, близ ко, слышит звон китежских колоколов, который точно преследует его, и гудит, гудит доводя до бе шенства и отчаяния. Гришку страшит неминуемая смерть. Он молит Февронию развязать его (Опе ры Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 416-418). Ножом, вынутым у спящего Бурундая, Феврония перерезает веревки. Вне себя от радости, что выр вался на свободу, Кутерьма хочет бежать - и не может двинуться с места: тихий, измененный, как в бреду, раздается колокольный звон и сковывает его. Он оказывается точно в сетях этого звона, ко торый страшит (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 420). И все же Кутерьма добегает до озера и останавливается как вкопанный. Первые лучи зари освещают отражение стольного города в озе 397
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz