Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Александра Сергеевича Ярешко, —чудо! «Зазве­ нела, задышала музыка колокольными переливами, ударил вечевой набат - символ псковской вольни­ цы и вылилась из него молодецкая песня дружины...» (Ярешко, 1992. С. 6). В другой опере композитора «Царская невес­ та» музыка оркестрового вступления ко второму акту имитирует светлый колокольный перезвон (100 опер, 1987. С. 292). Впервые опера была по­ ставлена 3 ноября 1899 года в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова). Колокольный звон у Римского-Корсакова можно услышать и в «Пасхальной увертюре», и «Воскрес­ ной увертюре». Положив звоны в основу произве­ дений, композитор обращается к народным исто­ кам русской колокольной музыки и пишет, что здесь для него важно: «звуковоспроизведениерадо­ стного, почти что плясового колокольного звона». И в опере «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтанови- че и о прекрасной царевне Лебеди» при появлении первого луча утренней зари все постепенно свет­ леет и в лучах рассвета из утреннего тумана выри­ совывается сказочный город Леденец, темой кото­ рого является праздничный колокольный перезвон (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 430). Колокольная тема Леденца, изящно оркестро­ ванная мелодией народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественным маршем, характеризую­ щим морских витязей, и обаятельными напевами царевны Лебеди —это своего рода феерический сверкающий звуковой узор, созданный талантом композитора (100 опер. С. 297). Что, кстати, обо­ значено и в сказке А. С. Пушкина: «Мать и сын идут ко граду. / Лишь ступили за ограду, / Оглу­ шительный трезвон / Поднялся со всех сторон». И в конце вновь мы слышим звучание колоко­ лов: «Разом пушки запалили; / В колокольнях заз­ вонили;/ Кморю сам идет Гвидон/Там царя встре­ чает он...» Премьера «Сказки о царе Салтане...» впервые состоялась 3 ноября 1900 года, где и премьера «Царской невесты». И, наверное, в самой колокольной опере Римс­ кого-Корсакова «Сказание о невидимом граде Ки­ теже и деве Февронии», впервые поставленной 20 февраля 1907 года в Мариинском театре в Петер­ бурге, во всю мощь таланта композитора зазвуча­ ли колокола. Поэтому о ней хочется рассказать подробнее. Г. Карнаух в статье о «Сказании...» пишет: «В музыке оперы разлита песенность, вобравшая в себя и народные попевки, и мелодику древнерусско­ го знаменного пения. Отсюда — преобладание ме­ лодий широкого дь 1 хания, распевность речитати­ ва. Большую роль в «Китеже » играет звучание ко­ локолов, неотделимое от нашего представления о культуреДревней Руси. Подчеркивая национальный колорит, оно в то же время завораживает своей та­ инственностью. И в целом, в оркестровке оперы Площадь в осажденном Китеже Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Художник А. Васнецов 396

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz