Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя» А. Васнецова Акварель, 1904 г. С. Смоленский, написавший работу о коло кольном звоне, тоже в детстве на чердаке устраи вал себе колокольню, чтобы научиться этому ис кусству. Колокола ему заменяли баночки и глиня ные горшки из-под цветов. А позже уже прошел своеобразную школу изучения колокольного зво на у самородка-звонаря Покровской церкви в Ка зани, благодушного Семена Семеныча. Н. А. Римский-Корсаков и колокольные звоны в его операх К звучанию колокольчиков в своих произведе ниях прибегал и Николай Андреевич Римский- Корсаков. Они у него звучат в опере «Ночь перед Рождеством» по повести Н. В. Гоголя, где компо зитор «рисует» ими ночное зимнее небо: на фоне изысканно-таинственного звучания арфы возника ет прозрачно-холодноватое «мерцание» челесты и колокольчиков. А вот в опере «Золотой петушок» по сказке А. С. Пушкина хрустальные звоночки колокольчи ков слышатся в музыкальной теме Звездочета-кол- дуна, когда он появляется при дворе царя Додона. В высоком регистре у колокольчиков звучит его тема, словно застывшая, холодная, напоминающая мерцание звезд. Звездочет опускается перед царем на колени. Его пение таинственно, загадочно и по рой приобретает восточный оттенок. Подарив царю чудесную птицу, Звездочет уходит. Раздается пронзительно-звонкий голос Золотого Петушка, похожий на трубную победную фанфару: «Ки- рики, ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» В конце оперы, в разгар праздничного торже ства вновь появляется Звездочет, и звуки коло кольчиков обдают слушателей словно ледяным ветром в жаркий день. Веет чем-то мертвенным и жутким. Звездочет требует у царя Шемаханскую царицу, но когда получает отказ, за него вступает ся Петушок и чинит расправу над царем. Премьера «Золотого петушка» проходила в Москве в Русской частной опере С. И. Зимина 24 сентября 1909 года, а несколькими годами рань ше, в 1888 году, Римским-Корсаковым было напи сано замечательное оркестровое сочинение: увер тюра «Светлый праздник» («Воскресная увертю ра»), навеянная детскими воспоминаниями о пас хальной заутрене в Тихвинском Большом монас тыре. В ней композитор постарался противопоста вить мрачный вечер в канун Пасхи яркому весело му утру Светлого воскресенья. Римскому-Корса кову удалось создать своего рода симфоническую поэму, вершиной которой стал ликующий коло кольный трезвон или, как он сам писал, —«плясо вая церковная инструментальная музыка». В «Летописи моей музыкальной жизни» Рим ский-Корсаков писал: «...Чтобы хотя сколько-ни будь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы 394
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz