Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Р у сски е ком по зи торы -кл ас сики , пишет Н. И. Оловянишников, нередко в своих произ­ ведениях обращались к неисчерпаемым богат­ ствам народной музыки, использовали народ­ ные музыкальные мотивы былин, пастушьи и скоморошьи наигрыши, колокольные звоны. Причем для русских музыкальных классиков колокольный звон это не просто иллюстрация, звукоподражание звону как бытовому факту, это «колорит атмосферы», как пишет Борис Асафьев, та музыкальная среда, которая с дет­ ства окружала русских композиторов, воспиты­ вала их музыкальные чувства (Васильева, 2004. С. 264-268). М. И. Глинка и его «Жизнь за царя» О братимся к опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин, или Жизнь за царя» — так опера называлась до Октябрьской револю­ ции, являясь первой классической национальной русской оперой, и, как сам композитор называл свое творение, «отечественной героико-траги- ческой оперой». Главным действующим героем в ней был народ и крестьянин села Домнино Иван Сусанин, чей подвиг остался в памяти по­ томков и запечатлен в музыке и литературе. Су­ санин заводит поляков, шедших с завоеванием на Москву, в непроходимую лесную чащу, где от рук врагов и принимает смерть. Конец оперы торжественен: у ворот, ведущих на Красную площадь, проходят толпы народа. И в момент, когда слушателям начинает казаться, что нет большей мощи и торжественности звучания, вдруг раздается колокольный перезвон. «Празд­ нично гудят колокола. Все славят великую Русь, русский народ, родную Москву » (Оперные либрет­ то, 1978. Том 1. С. 30). Впервые опера «Иван Сусанин» была по­ ставлена в Петербурге на сцене Большого театра 9 декабря 1836 года. На премьере присутствовал Двор, весь дипломатический корпус, сановники. Посмотрел первый спектакль и Николай I, ап­ лодируя опере Глинки. Однако премьера вызва­ ла резкие споры, но это не помешало Пушкину, Гоголю, Жуковскому, Одоевскому и Вяземско­ му восторгаться ею. В другой опере — «Руслан и Людмила», впервые поставленной там же только 9 декабря 1842 года, Глинка вновь обращается к колоколь­ ному звону. Для написания образа Черномора ком­ позитор вводит пронзительные звуки труб и мер­ цающее звучание колокольчиков, которые и созда­ ют гротесковый образ злого чародея. Композитор вспоминал, что в детстве ему во время болезни забавы ради в комнаты приносили отдельные колокола, на которых он и пытался иг­ рать свою музыку. Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» 393

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz