Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ претацию: «Гоголь был захвачен движением, и при­ шла мысль о Руси, о её судьбе...» На вопрос, как же быть с Чичиковым-то, и у школьного учителя нет ответа. Он в конце концов констатирует: «Надо ска­ зать, что за всюмою педагогическую деятельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так не подумал. И ни от кого не слышал. <...> Вот ведь!.. И так можно, оказывается, понять » (Шукшин, 1987. С. 299-307). Вот такие мысли могут прийти к читателям XX века, какие не приходили в голову ни самому Го­ голю, ни читателям прошлого столетия. Современный рок-музыкант Александр Баш- лачёв свое стихотворение-песню назвал «Время ко­ локольчиков», которое вскоре стало своеобразной «визитной карточкой» русской рок-поэзии 1980-х годов. Долго шли —зноем и морозами. Всё снесли — и остались вольными. Жрали снег с кашею берёзовой. И росли вровень с колокольнями. Если плач —не жалели соли мы. Если пир —сахарного пряника. Звонари чёрными мозолями Рвали нерв медного динамика. Но с каждым днём времена меняются. Купола растеряли золото. Звонари по миру слоняются. Колокола сбиты и расколоты. Что жтеперь ходим круг да около На своём поле — как подпольщики? Если нам не отлили колокол, Значит, здесь — время колокольчиков. Зазвенит сердце под рубашкою, Второпях —врассыпную вороны. Эй? Выводи коренных с пристяжкою, И рванём на четыре стороны. Но сколько лет лошади не кованы. Ни одно колесо не мазано. Плётки нет. Сёдла разворованы. И давно все узлы развязаны. А на дожде — все дороги радугой! Быть беде. Нынче нам до смеха ли? Но если есть колокольчик под дугой, Значит, всё. Заряжай — поехали! Загремим, засвистим, защёлкаем! Проберёт до костей, до кончиков! Эй, братва! Чуете печёнками Грозный смех русских колокольчиков? Век жуём матюги с молитвами, Век живём — хоть шары нам выколи. Спим да пьём сутками и литрами. Не поём. Петь уже отвыкли. Долго ждём. Все ходили грязные, Оттого сделались похожие. А под дождём оказались разные. Большинство —честные, хорошие. И пусть разбит батюшка Царь-колокол — Мы пришли с чёрными гитарами. Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл Околдовали нас первыми ударами. И в груди —искры электричества. Шапки в снег —и рваните звонче-ка. Свистопляс! Славное язычество! Я люблю время колокольчиков! Основная мысль стихотворения —противопо­ ставление «колокольчика» большому «колоколу», новое время которого еще не настало, а «Значит, здесь —время колокольчиков». Александр идет от традиций русской поэзии пушкинской эпохи и ас­ социирует колокольчик с коренником: «Выводи коренных с пристяжкою», дорогой, движением: «И рванём на четыре стороны». Поэт называет сти­ хотворение «Время колокольчиков», потому как испытывает ностальгию по пушкинскому времени, идеализируя его: «Я люблю время колокольчиков /» Да, появление в России в середине XIX века железных дорог стало началом конца времени ко­ локольчиков и троек. Об этом в 1880 году очень хорошо сказал Г. И. Успенский, рассуждая, что ци­ вилизация стерла с лица земли бойкую русскую тройку, тройку, в которой Гоголь олицетворял всю Россию, тройку, воспеваемую поэтами, олицетво­ рявшую в себе и русскую душу, и русскую приро­ ду. Все здесь чисто русское, самобытное, поэтиче­ ское, начиная с этой природы, вьюги, зимы, сугро­ бов, продолжая бубенчиками, колокольчиками и кончая ямщиком с его громкими выкриками. И каким бы раскатистым смехом ответил удалец- ямщик конца XIX века, если бы ему сказали, что придет время, когда исчезнут и чудные кони в на­ борной сбруе, и бубенчики с малиновым звоном, и сам ямщик... И все же поразительно, что в наш электронный, космический век, когда российские дороги уже никогда не увидит быстрой езды троек, о них по- прежнему пишут, думают... 392

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz