Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Какая осенью младая В душе тоска — Как колокольчик, дар Валдая, Издалека! Владимир Соколов Русский писатель В. Г. Короленко зимой 1881/82 годов в дневнике записал: «...Но чу!.. Далеко, далеко как будто звенит колокольчик. Звякнул раз, другой и замер. Потом посыпал опять тихой, но час­ той малиновой дробью... Да, это он. Между горами, глубокою падьюмчится из города почтовая тройка... Я ухожу в юрту. Я знаю, что почта еще очень далеко, амежду тем дыхание трещит, и пар, выле­ тая из уст, немедленно стынет на морозе. Через полчаса яркий звон заливающихся ко­ локольцев овладевает встрепенувшейся ночью. Какие прелестные звуки. Право, я думаю, тот не умеет ценить музыки медного колокольчика, кто, подобно мне, не слушал его с верхушки юрты, в темный морозный вечер... Вот он как-то разом становится гулче, разливаясь вширь и ввысь до са­ мой луны, заглушая и покрывая своей медной тре­ лью все эти визги, стоны и хрипы. Слышен уже и бег тройки: вот коренная отбивает частую рысь, вот скачут по бокам пристяжки, и визжат по сне­ гу полозья саней. Почта въезжает в слободскую улицу, и слобо­ да встречает ее» (Короленко, 1989. С. 31). Не мог обойти звон колокольчиков в романе «Тени колоколов» в главе «Битва за Смоленск» и Александр Доронин, мордовский писатель, хотя и описывает время царствования Алексея Михайло­ вича и патриарха Никона, когда колокольчики в уздечки лошадям еще не привешивали. Доронин пишет: «В тишине слышно, как звенят медные у з ­ дечки» и далее: «Лошади паслись на цветущем лугу, уздечки звенели тонкими колокольчиками» (Доро­ нин, 2005. С. 257, 259). И то, что писатель вводит звон колокольчиков в описание этого времени, ско­ рее говорит не о его незнании предмета, а о том, что Русь в сознании современного человека ассо­ циируется с колоколами и колокольчиками на­ столько сильно, будто они применялись на Руси с момента ее существования. Но не только колокольчики были символом русской тройки, но и бубенчики, о которых пишет стихах «Отчий урай» и «Русская дорога» Николай Рыленков: У зимы серебряная сбруя, Расписной с разводами возок. В руки вожжи тонкие беру я — Путь далек, да бубеней высок... * * * Вьется-вьется путь-дорога Мимо луга, мимо лога, Мимо сел и городов Больше тысячи годов. Не по ней ли, сквозь метели, День и ночь во все концы Тройки борзые летели, Заливались бубенцы... Обращаясь к роману Петра Краснова «Цареу­ бийцы», вышедшем в 1935 году, чья литературная деятельность начиналась параллельно военной карьере писателя, мы также находим упоминание русской тройки и звона колокольчиков: «Облетев квартал, тройка приближалась снова. Она шла те­ перь воздушною рысью. Усмеренные бубенчики бор­ мотали, и чуть позванивал серебряным звоном ко­ локольчик на дуге. — Ту-тпру-у!... Ту-тпру-у!... остановил лоша­ дей ямщик. Еще раз прозвенел мелодично колокольчик: ко­ ренник переступил с ноги на ногу. Бубенчики на мгновение залились: пристяжная, отфыркиваясь, встряхнулась всем телом » (Краснов, 1994. С. 14). А кому в России не известна «Дорожная пес­ ня» из кинофильма «Нас венчали не в церкви» на стихи Булата Окуджавы, музыка И. Шварца! В этой песне говорится то о бубенчике, то вдруг его заменяют на колокольчик... Это, впрочем, не про­ тиворечит одно другому, так как ямщики исполь­ зовали и те, и другие позвонки: Еще он не сшит, твой наряд подвенечный, И хор в нашу честь не споет... А время торопит — возница беспечный — И просятся кони в полет, И просятся кони в полет. Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга, Бубенчик не смолк под дугой. Две вечных подруги —любовь и разлука — Не ходят одна без другой... 39 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz