Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ таем: «Тройки с песнями и колокольчиками, сбивая на самые тротуары всех встречавшихся, проеха­ ли весь город до заставы» (Толстой, 1979. С. 268) и в романе «Война и мир»: «Тройка старого гра­ фа... как будто примерзая к снегу и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед». И далее: «Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложе­ ны бумажками. Князь никому не позволял в Лы­ сых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней доро­ ге » (Толстой, 1980. Т. 6. С. 117). В повести А. С. Пушкина «Станционный смот­ ритель»: «Приезжает генерал; дрожащий смотри­ тель отдает ему две последние тройки, в том чис­ ле курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спаси­ бо. Через пять минут - колокольчик!., и фельдъе­ герь бросает ему на стол свою подорожную!..» (Пушкин, 1980. Т. 2. С. 416 -417 ), в «Костре» у И. Бунина: «Я ехал в тарантасе тройкой, слушал звон поддужного колокольчика и вдыхал свежесть степной ночи». В произведении Ю. Тынянова «Кюхля»: «Тройка зазвенела бубенцами, и кони рва­ нулись». Непогодная ночь, вьюга веет в полях, Снежным пологом путь заметая; Тройка шагом бредет, колокольчик впотьмах Под дугою дрожит, замирая. То, внезапно очнувшись, Бог знает зачем, Завизжит он с тревогой ненужной, То медлительно стонет, то смолкнет совсем, Как страдалец в дремоте недужной... Арсений Голинищев-Кутузов. «Непогодная ночь, вьюга веет в полях» А вот В. Г. Короленко малиновый звон сравни­ вает с набором «...колокольцев под дугой русской тройки, удаляющейся по пыльной дороге в вечернюю безвестную даль, тихо, ровно, без громких взмахов, все тише и тише, пока последние ноты не замрут в молчании спокойных полей » (Короленко, 1987. С. 124). «В дороге» у Д. Мамина-Сибиряка: «Слыш­ но, как топчутся раскладываемые лошадки, как бестолково перезванивают поддужные колокольчи­ ки, когда подручный ударит рукой по дуге». Встречаем упоминание о колокольчиках и у А. Н. Радищева: «Ялежу в кибитке. Звон почтово­ го колокольчика, наскучив моим ушам, призвал на­ конец благодетельного Морфея». И еще: «Тинь- тинь... Едва у городских ворот услышали звон по­ чтового колокольчика, караульный офицер бежит уже к наместнику (то ли дело, как где все в поряд­ ке) и рапортует ему, что вдали видна кибитка и слышен звон колокольчика » (Радищев, 1971. С. 57). У Н. М. Карамзина в «Письмах русского путеше­ ственника»: «Колокольчик зазвенел, лошади пом­ чались...» Лишь кажется, — несут невиданные кони: Накинута узда на вороной ночи. И только вьется след... И колокольчик стонет... Неудержимый бег. Шальная тройка мчит. Г.А. Попов. «Вечерний свет звезды мерцает, как лампада» В. А. Гиляровский пишет: «Но вот заливаетс по Питерской дороге курьерский колокольчик —все приходит в движение. Освобождают правую часть дороги, и бешено несется курьерская или фельдъе­ герская тройка. Инвалид не ждет команды „под- высь“, а, подняв бревно, вытягивается во фрунт. Он знает, что это или фельдъегерь, или курьер, или государственного преступника везут... Все остальные обязаны были подвязывать ко­ локольчик, не доезжая до Москвы » (Гиляровский, 1979. С. 304). Литературная тройка за время своего суще­ ствования обросла характерными сопровожда­ ющими реалиями: однообразно звучащим ко ­ локольчиком , поющим ямщиком , столбовой дорогой... Именно с этими непременными ат­ рибутами тройка не замедлила явиться в про­ зе. У И. И. Лажечникова в виде: «...красивой ко­ лымаги, запряжённой в русскую упряжь тремя бойкими лошадьми, рядом оказывается „стат­ ный" молодой ямщик в „поярковой шляпе “и „ку­ мачовой рубашке", который, как водится, „залил­ ся унылою песнею “» (Лажечников, 1987), в то вре­ мя как «колокольчик, дар Валдая, бил меру зауныв­ ным звоном». В своем описании Лажечников ради символа «русскости» пошел на явные историчес­ кие неувязки. Троек в начале XVIII века ещё не было, как не было и красных «простонародных» рубах и колокольчиков. 389

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz