Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ таем: «Тройки с песнями и колокольчиками, сбивая на самые тротуары всех встречавшихся, проеха ли весь город до заставы» (Толстой, 1979. С. 268) и в романе «Война и мир»: «Тройка старого гра фа... как будто примерзая к снегу и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед». И далее: «Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложе ны бумажками. Князь никому не позволял в Лы сых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней доро ге » (Толстой, 1980. Т. 6. С. 117). В повести А. С. Пушкина «Станционный смот ритель»: «Приезжает генерал; дрожащий смотри тель отдает ему две последние тройки, в том чис ле курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спаси бо. Через пять минут - колокольчик!., и фельдъе герь бросает ему на стол свою подорожную!..» (Пушкин, 1980. Т. 2. С. 416 -417 ), в «Костре» у И. Бунина: «Я ехал в тарантасе тройкой, слушал звон поддужного колокольчика и вдыхал свежесть степной ночи». В произведении Ю. Тынянова «Кюхля»: «Тройка зазвенела бубенцами, и кони рва нулись». Непогодная ночь, вьюга веет в полях, Снежным пологом путь заметая; Тройка шагом бредет, колокольчик впотьмах Под дугою дрожит, замирая. То, внезапно очнувшись, Бог знает зачем, Завизжит он с тревогой ненужной, То медлительно стонет, то смолкнет совсем, Как страдалец в дремоте недужной... Арсений Голинищев-Кутузов. «Непогодная ночь, вьюга веет в полях» А вот В. Г. Короленко малиновый звон сравни вает с набором «...колокольцев под дугой русской тройки, удаляющейся по пыльной дороге в вечернюю безвестную даль, тихо, ровно, без громких взмахов, все тише и тише, пока последние ноты не замрут в молчании спокойных полей » (Короленко, 1987. С. 124). «В дороге» у Д. Мамина-Сибиряка: «Слыш но, как топчутся раскладываемые лошадки, как бестолково перезванивают поддужные колокольчи ки, когда подручный ударит рукой по дуге». Встречаем упоминание о колокольчиках и у А. Н. Радищева: «Ялежу в кибитке. Звон почтово го колокольчика, наскучив моим ушам, призвал на конец благодетельного Морфея». И еще: «Тинь- тинь... Едва у городских ворот услышали звон по чтового колокольчика, караульный офицер бежит уже к наместнику (то ли дело, как где все в поряд ке) и рапортует ему, что вдали видна кибитка и слышен звон колокольчика » (Радищев, 1971. С. 57). У Н. М. Карамзина в «Письмах русского путеше ственника»: «Колокольчик зазвенел, лошади пом чались...» Лишь кажется, — несут невиданные кони: Накинута узда на вороной ночи. И только вьется след... И колокольчик стонет... Неудержимый бег. Шальная тройка мчит. Г.А. Попов. «Вечерний свет звезды мерцает, как лампада» В. А. Гиляровский пишет: «Но вот заливаетс по Питерской дороге курьерский колокольчик —все приходит в движение. Освобождают правую часть дороги, и бешено несется курьерская или фельдъе герская тройка. Инвалид не ждет команды „под- высь“, а, подняв бревно, вытягивается во фрунт. Он знает, что это или фельдъегерь, или курьер, или государственного преступника везут... Все остальные обязаны были подвязывать ко локольчик, не доезжая до Москвы » (Гиляровский, 1979. С. 304). Литературная тройка за время своего суще ствования обросла характерными сопровожда ющими реалиями: однообразно звучащим ко локольчиком , поющим ямщиком , столбовой дорогой... Именно с этими непременными ат рибутами тройка не замедлила явиться в про зе. У И. И. Лажечникова в виде: «...красивой ко лымаги, запряжённой в русскую упряжь тремя бойкими лошадьми, рядом оказывается „стат ный" молодой ямщик в „поярковой шляпе “и „ку мачовой рубашке", который, как водится, „залил ся унылою песнею “» (Лажечников, 1987), в то вре мя как «колокольчик, дар Валдая, бил меру зауныв ным звоном». В своем описании Лажечников ради символа «русскости» пошел на явные историчес кие неувязки. Троек в начале XVIII века ещё не было, как не было и красных «простонародных» рубах и колокольчиков. 389
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz