Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ стом поле;/Колокольчик дин-дин-дин../Страшно, страшно поневоле/ Средь неведомых равнин». А вот в «Зимней дороге» (1826) присутствуют и то, и другое слово: «...По дороге зимней скучной/ Тройка борзая бежит,/ Колокольчик однозвучный/ Утомительно гремит...» Вячеслав Кошелев сообщает, что еще Н. Я. Эй- дельман «обратил внимание на то, что колоколь­ чик как знак сопровождал Пушкина всю его жизнь: „Колокольчик —это дорога, заезжий друг; колоколь­ чик — это страх, предписание <...> Колокольчик загремит у Михайловского и в ночь с З н а 4 сентяб­ ря 1826 года: фельдъегерь, без которого „у нас, греш­ ных, ничего не делается “, привозит свободу, с виду похожую на арест. Колокольчик увёз Пушкина в Москву, вернул в Михайловское, затем —в Петер­ бург, Арзрум, Оренбург — и провожал в последнюю дорогу...» (Кошелев, 2002). О колокольчиках и тройках пушкинского вре­ мени остались воспоминания Н. Дуровой, расска­ зывающей, как она без подорожной, на вольных, поехала в Петербург. В дороге смотрителю пожа­ ловала полтинник, и смотритель обещал ей расста­ раться, чтобы на следующей станции дамочка по­ лучила лошадей без всякого промедления. И дей­ ствительно, стоило ей подъехать к станции, как тут же подали готовых лошадей: «Надобно думать, что для подобных мне контрабандных проезжающих, у господ смотрителей-спекуляторов есть особливые тройки лошадей, особливые ямщики и даже особли­ вые дуги с колокольчиками, по которым они узна­ ют, что едет пожива для них». Писали о тройках и колокольчиках поэты В. А. Жуковский, А. И. Одоевский, А. Н. Плеще­ ев, Я. Полонский, А. А. Фет, А. В. Кольцов, Н. А. Не­ красов: ...Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий... Чу!., в дали пустой гремит Колокольчик звонкий... В. А. Жуковский. «Светлана» * * * По дороге столбовой Колокольчик заливается, Что не парень молодой Мягким снегом опушается... А. И. Одоевский * * * Звенит под дугой колокольчик, Полозья кибитки скрипят, И ноет, болит мое сердце, И слезы туманят мой взгляд... А. Н. Плещеев. «Былое» * * * ...Погружай меня в сон, колокольчика звон! Выноси меня, тройка усталых коней! Я. П. Полонский. «Колокольчик» * * * ...Боже, как люблю я, Как тройкою ямщик кибитку удалую Промчит —и скроется... И долго, мнится мне, Звук колокольчика трепещет в тишине. А. А. Фет. «Вот утро севера —сонливое, скупое...» * * * Порой проезжий лишь играет, И колокольчик почтовой, Звеня над тройкой удалой, На миг молчанье прерывает. А. В. Кольцов. «Порой проезжий лишь играет...» * * * Звенит колокольчик, ни зги не видать, Что дальше, то хуже дорога... Н. А. Некрасов. «Русские женщины» В прозе находим разговор о колокольчике и тройке у русского писателя Л. Н. Толстого в рас­ сказе «Метель». «— Колокол кульерский, — сказал мой ям ­ щик, — один такой на всей станции есть. И действительно, колокольчик передовой трой­ ки, звук которого уже ясно доносился по ветру, был чрезвычайно хорош: чистый, звучный, басистый и дребезжащий немного. Как я потом узнал, это было охотницкое за ­ ведение: три колокольчика —один большой в сере­ дине, с малиновым звоном, как называется, и два маленькие, подобранные в терцию. Звук этой тер­ ции и дребезжащей квинты, отзывавшейся в воз­ духе, был необыкновенно поразителен и странно хорош в этой пустынной, глухой степи» (Толстой, 1979. С. 213). В его же рассказе «Два гусара» чи­ 3 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz