Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ , СТИХАХ И МУЗЫКЕ Карта почтового тракта Бывают минуты, когда, не обращая внимания на мои протесты и упорное повторение русского „тшие“, ямщики пускают лошадей во весь опор. Тог­ да, убедившись в тщетности попыток ихурезонить, я умолкаю и закрываю глаза, чтобы избежать голо­ вокружения. Впрочем, до сих пор мне не попалось еще ни одного неумелого возницы, а многие отличались поразительной ловкостью и искусством. Интерес­ но, что самыми искусными коневодами оказались старики и дети, хотя должен сознаться, что, когда я в первый раз увидел в этой роли мальчугана лет десяти, сердце мое сжалось... Исключительная сно­ ровка, нужно сознаться, необходима русскому ям­ щику, чтобы при такой быстроте езды лавировать между загромождающими дорогу бесчисленными повозками» (Гуськов, 2005. С. 88-89). И, конечно же, образ русской тройки непосред­ ственно связан с почтовыми трактами России. Главнейшими из них были: Москва-Клин-Тверь-Торжок-Вышний Во­ лочёк-Зимогорье (около Валдая) -Новгород-Чу- дово-Тосно- Петербург; Москва-Владимир-Нижний Новгород-Ка- зань-Елабуга-Ижевск-Пермь-Кунгур-Суксун- ский завод-Екатеринбург-Тюмень-Тобольск и далее на восток; М осква-Серпухов-Тула-П лавск-М ценск- Орел- Курск- Белгород; Москва-посад Троицкого монастыря (ныне Загорск) -Переславль-Залесский-Ростов Вели- к и й -Я р о с л а в л ь -Д а н и л о в -В о л о гд а -В е л ь с к - Шенкурск-Холмогоры-Архангельск. Проходили тракты и по рекам, замерзавшим в зимний период, о чем поется в русской народной песне «Вот мчится тройка почтовая»: «Вот мчит­ ся тройка почтовая/ По Волге-матушке зимой,/ Ямщик, уныло напевая,/Качает буйной головой...» Но ямщицкие песни и песни о тройках были не только грустного содержания, были и такие, от которых настроение поднималось, как, например, в песне «Вдоль по Питерской»: Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской, По Тверской-Ямской, по дороженьке, Едет мой милой, мил на троечке, Мил на троечке с колокольчиком. Мил на троечке с колокольчиком, С колокольчиком, со бубенчиком... Или в припеве песни «Над полями»: «Ну, дружней, звончей, бубенчики, —/Заливны е голоса!/ Эх ты, удаль молодецкая,/ Эх ты, девица-краса\» Мы рассмотрели песенные «тройки», но они довольно щедро представлены и в поэзии, и прозе. Коллекционер-исследователь из Москвы И. А. Ду- хин в очерке «То в кибитке, то в карете» пишет, что по необъятным дорогам России великий рус­ ский поэт Александр Сергеевич Пушкин проехал 34 тысячи верст. Его дорожные впечатления были разными, и плохие и хорошие, которые и нашли свое место в его стихах. Путешествовал в разное время года, бывал и в зимних, и в летних поездках, в которых всегда находил свою неповторимость и прелесть. Радостью наполнялась его душа, когда он слышал приближение тройки. Пример —стихот­ ворение «И. И. Пущину» (1826): «Мой первый друг, мой друг бесценный!/Ия судьбу благословил,/Ког­ да мой двор уединенный,/ Печальным снегом зане­ сенный/ Твой колокольчик огласил». Поэт не употребляет слово «тройка», но чита­ тель может это и так предположить, потому как в этом случае он использует обязательный атрибут русских троек - колокольчик, как, впрочем, и в поэме «Граф Нулин» (1825): «Как сильно колоколь­ чик дальний /П орой волнует сердце нам...» Тем же принципом пользуется он и в следую­ щем стихотворении «Бесы» (1830): «Еду, еду в чи­ 3 8 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz