Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ , СТИХАХ И МУЗЫКЕ Карта почтового тракта Бывают минуты, когда, не обращая внимания на мои протесты и упорное повторение русского „тшие“, ямщики пускают лошадей во весь опор. Тог да, убедившись в тщетности попыток ихурезонить, я умолкаю и закрываю глаза, чтобы избежать голо вокружения. Впрочем, до сих пор мне не попалось еще ни одного неумелого возницы, а многие отличались поразительной ловкостью и искусством. Интерес но, что самыми искусными коневодами оказались старики и дети, хотя должен сознаться, что, когда я в первый раз увидел в этой роли мальчугана лет десяти, сердце мое сжалось... Исключительная сно ровка, нужно сознаться, необходима русскому ям щику, чтобы при такой быстроте езды лавировать между загромождающими дорогу бесчисленными повозками» (Гуськов, 2005. С. 88-89). И, конечно же, образ русской тройки непосред ственно связан с почтовыми трактами России. Главнейшими из них были: Москва-Клин-Тверь-Торжок-Вышний Во лочёк-Зимогорье (около Валдая) -Новгород-Чу- дово-Тосно- Петербург; Москва-Владимир-Нижний Новгород-Ка- зань-Елабуга-Ижевск-Пермь-Кунгур-Суксун- ский завод-Екатеринбург-Тюмень-Тобольск и далее на восток; М осква-Серпухов-Тула-П лавск-М ценск- Орел- Курск- Белгород; Москва-посад Троицкого монастыря (ныне Загорск) -Переславль-Залесский-Ростов Вели- к и й -Я р о с л а в л ь -Д а н и л о в -В о л о гд а -В е л ь с к - Шенкурск-Холмогоры-Архангельск. Проходили тракты и по рекам, замерзавшим в зимний период, о чем поется в русской народной песне «Вот мчится тройка почтовая»: «Вот мчит ся тройка почтовая/ По Волге-матушке зимой,/ Ямщик, уныло напевая,/Качает буйной головой...» Но ямщицкие песни и песни о тройках были не только грустного содержания, были и такие, от которых настроение поднималось, как, например, в песне «Вдоль по Питерской»: Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской, По Тверской-Ямской, по дороженьке, Едет мой милой, мил на троечке, Мил на троечке с колокольчиком. Мил на троечке с колокольчиком, С колокольчиком, со бубенчиком... Или в припеве песни «Над полями»: «Ну, дружней, звончей, бубенчики, —/Заливны е голоса!/ Эх ты, удаль молодецкая,/ Эх ты, девица-краса\» Мы рассмотрели песенные «тройки», но они довольно щедро представлены и в поэзии, и прозе. Коллекционер-исследователь из Москвы И. А. Ду- хин в очерке «То в кибитке, то в карете» пишет, что по необъятным дорогам России великий рус ский поэт Александр Сергеевич Пушкин проехал 34 тысячи верст. Его дорожные впечатления были разными, и плохие и хорошие, которые и нашли свое место в его стихах. Путешествовал в разное время года, бывал и в зимних, и в летних поездках, в которых всегда находил свою неповторимость и прелесть. Радостью наполнялась его душа, когда он слышал приближение тройки. Пример —стихот ворение «И. И. Пущину» (1826): «Мой первый друг, мой друг бесценный!/Ия судьбу благословил,/Ког да мой двор уединенный,/ Печальным снегом зане сенный/ Твой колокольчик огласил». Поэт не употребляет слово «тройка», но чита тель может это и так предположить, потому как в этом случае он использует обязательный атрибут русских троек - колокольчик, как, впрочем, и в поэме «Граф Нулин» (1825): «Как сильно колоколь чик дальний /П орой волнует сердце нам...» Тем же принципом пользуется он и в следую щем стихотворении «Бесы» (1830): «Еду, еду в чи 3 8 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz