Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ запрещено, кто не на почтовых, чтобы колокольчи­ ка ниотнюдь не иметь? Это что еще за новости? Ямщик! ворочай назад! поезжай за мной в город! вот я вас!“» Исправнику, чтобы отпустил «...благодар­ ность поднесли — отпустил, а колокольчики велел отвязать, себе взял» (Слепцов, 1979. С. 112). Несмотря на такую популярность, поддужный колокольчик продержался сравнительно недолго, каких-нибудь полтора столетия, не то что его предки, церковные колокола и подшейные коло­ кольчики. Ночь холодная мутно глядит Под рогожку кибитки моей, Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик гремит, А ямщик погоняет коней. Яков Полонский. «Зимний путь» Вячеслав Кошелев в работе «Время колоколь­ чиков пишет: «Тройка прижилась в России как оптимальная для дальних путешествий по плохим дорогам. Во-первых, при этом способе запряжки ло­ шади занимали пространство шире, чем повозка (сани, карета, коляска, бричка, дрожки и тому по­ добное), — в результате значительно уменьшалась опасность падения седока. Хотя, конечно, полнос­ тью такая возможность не исключалась даже на больших почтовых трактах: Чацкий в комедии „Горе от ума “, рассказывая Софье историю своего путешествия от Петербурга до Москвы, подчёр­ кивает: „И растерялся весь, и падал сколько раз!“ Во-вторых, при движении на тройке нагрузка в пути распределялась по трём лошадям, и оттого лошади могли меньше уставать. Такой способ зап­ ряжки — что замечательно — позволял регулиро­ вать нагрузку, приходившуюся на каждую из лоша­ дей. Жёстко закреплялась только средняя лошадь (коренник), которой помогали две пристяжные. В нужный момент ямщик кнутом или вожжой под­ хлёстывал одну из пристяжных; та начинала бе­ жать быстрее и тянуть сильнее — и давала воз­ можность передохнуть соседней лошади. Такродился фразеологизм „по всем по трём “, воз­ никший из ямщицкой поговорки „По всем по трём, коренной не тронь, — а кроме коренной нет ни од­ ной Хлестнуть „по всем по трём “означало ударить кнутом по всем лошадям сразу — и тем самым резко убыстрить движение повозки. Ямщики, естествен­ но, в обычной практике пользовались таким ударом крайнередко — лишь в некие особенныеминуты, ког­ да „душа развернулась" и оказалась особенно распо­ ложена к увеличению скорости: „Икакой жерусский не любит быстрой езды ?“» (Кошелев, 2002). А вот как о быстрой езде и русских ямщиках в своих мемуарах написал француз Астольф де Кю- стин: «Путешествовать на почтовых из Петербур­ га в Москву — это значит испытывать несколько дней кряду ощущения, пережитые при спуске с „рус­ ских гор “в Париже. Грамота об организации ямщицкой службы Howuww \U# l ШИА7* TW иcut?* /Ит1|«?«А 386

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz