Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ ство — своеобразная особенность Англии и, как большинство подобных особенностей, непонят на остальному миру. Музыкальному бельгийцу, например, кажется совершенно естественным, что хороший подбор колоколов существует для того, чтобы исполнять музыкальные произведе ния. Для английского звонаря это детская заба ва. Сущность благовеста в английском понима нии этого слова заключается в математических чередованиях и сочетаниях... Для обыкновенного человека благовест — это монотонный, повто ряющийся шум, скучноватый, но приятный, ког да он смягчен далеким расстоянием или поэти ческим воспоминанием. Для английского звонаря это — страсть, которая находит свое удовлет ворение в максимальной полноте и в механиче ском совершенстве...» (Каверин, 1977. С. 742). И вновь обращусь к русскому поэту Фёдору Тютчеву и его стихотворению «Рассвет»: ...Вставай же, Русь! Ужблизок час, Вставай Христовой службы ради. Ужне пора ль, перекрестясь, Ударить в колокол в Царьграде? Раздайся, благовестный звон, И весь Восток им огласится Тебя зовёт и будит он, — Вставай, мужайся, ополчится! В доспехи, вера, грудь одень, И с Богом, исполин державный! О, Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный! Какое торжество духа! Какой подъём даёт это стихотворение русского мастера слова, настоя щего православного христианина. А вот звон называется звоном, когда сразу звонят во все колокола или в несколько коло колов. В книге архимандрита Павла (Груздева) при водится стихотворение «Знамение иконы Божь ей Матери (Из Новгородской летописи)», где го ворится о том, что, когда дружины князей Свя тослава и Романа после выноса владыкой на го родские стены иконы Божьей Матери отступи ли, в Софийский собор стал стекаться богомоль ный народ «...и славил Царицу Небесную хор ,/ и снова гудел, оглашая простор,/ торжественный звон колокольный » (Архимандрит Павел (Груз дев), 2006. С. 549). «Мой колокол, трезвонь!» Веселый трезвон по церквам На всех колокольнях окрестных, И «чистые сердцем» во храм Стремятся в одеждах воскресных... В. С. Курочкин Трезвон —основной вид колокольного звона православной церкви, когда звонят во все коло кола в три приема с небольшими перерывами, выражающий христианскую радость и торже ство. Трезвон определяют как жанр колокольной музыки, состоящий из трех частей, с вступлени ем и заключением. Причем каждая часть явля ется вариантным повторением предыдущей. Трезвон или тризвон произошел от двух слов: «три звона». В христианской символике трезвон отражает идею божественного триединства: Свя той Троицы. Граф Сергей Шереметьев, публикуя в 1890 го ду свои заметки о посещении Псково-Печер ского монастыря, писал, что трезвон всех коло колов необыкновенно стройный и гармоничный. Другой, неизвестный, автор, посетивший этот монастырь в 1929 году, сообщал, что колокола в монастыре удивительные, у часов на звонни це четыре монаха звонят в двенадцать коло колов, при этом ни разу не сбиваясь, точно хоро шо сыгранный оркестр. Пасхальный звон в Московском Кремле Гравюра 1880 г. 3 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz